РБК Pro —  
информационный сервис для предпринимателей и управленцев. Первый месяц — бесплатно
РБК Pro
— сервис для вашего бизнеса. Зарегистрируйтесь и получите доступ ко всем материалам. Первые 30 дней бесплатно.

Крутящий момент: прогноз McKinsey о будущем авторынка

Автопром и дилеры Статьи McKinsey
Эксперты McKinsey проанализировали пять трендов, которые изменят авторынок и само понятие мобильности, и рассказали, как происходящее может повлиять на другие отрасли, водителей и городскую инфраструктуру
Фото:Mike Blake / Reuters
Фото: Mike Blake / Reuters

1. Самоуправляемые автомобили

К 2030 году общая мировая выручка от городских беспилотников и продуктов и сервисов, связанных с ними, достигнет $1,6 трлн в год — вдвое больше суммарной выручки Ford, General Motors, Toyota и Volkswagen в 2017 году. С распространением автономных или самоуправляемых автомобилей высвободятся парковочные пространства. Например, в Америке неиспользуемые парковки могут быть перестроены в коммерческую недвижимость и жилье. Только в Лос-Анджелесе под парковки занято более 17 млн кв. м, что сравнимо с площадью примерно 1400 футбольных полей.

Внедрение беспилотников в городскую транспортную сеть сократит среднее время в пути, а также сделает дороги более безопасными, существенно уменьшив количество аварий, вызванных человеческим фактором. Сравнительный анализ, проведенный в Германии, показал, что к 2040 году внедрение беспилотных транспортных средств поможет государству экономить до €1,2 млрд в год на медицинские расходы: госпитализацию, реабилитацию и больничные отпуска.

Использование автономных и более экологичных транспортных средств снизит нагрузку на экологию, но потребует новых источников энергии. Кроме того, сократится количество налоговых поступлений с владельцев автомобилей.

Видео: РБК
Видео: РБК

2. Автомобиль как мультимедийная среда

Подключенные к Сети автомобили — это большие потоки данных, а значит, новые возможности не только для автопроизводителей, но и для бизнеса в других отраслях. Традиционные автомобили перестают быть только транспортным средством: они будут способны предложить водителям и пассажирам новый опыт, дополненный разнообразными онлайн-функциями благодаря возможностям искусственного интеллекта и интуитивного интерфейса. Многие автопроизводители и их контрагенты уже используют генерируемые автомобилями данные, чтобы персонализировать и сами машины, и клиентский сервис, обеспечить новые источники дохода, сократить расходы, повысить уровень безопасности водителя и пассажиров.

Новые мультимедийные функции и другие аспекты клиентского опыта могут стать частью более широкой информационной экосистемы. Например, получая данные о маршруте и времени в пути, рестораны могут рекламировать свои услуги водителям и предлагать ознакомиться с меню и сделать предзаказ с помощью голосовых помощников или голографических официантов.

Пять уровней соединения (connectivity)

Стандартное соединение: водитель может наблюдать за базовыми показателями работы автомобиля во время эксплуатации и мониторить технический статус всех систем.

Индивидуальное соединение: водитель использует личный профайл, чтобы иметь доступ к цифровым сервисам через внешние платформы и системы.
Персонализация на основе личных пожеланий: все пользователи автомобиля имеют доступ к персонализированному контролю, развлекательному и информационному контенту и таргетированной контекстной рекламе. Это открывает возможности для кросс-промо и специальных предложений от сети партнеров.
Мультисенсорное взаимодействие: все пользователи могут взаимодействовать с транспортным средством в режиме live и получают рекомендации относительно сервиса и дополнительных функций. Например, данные о стиле вождения владельца автомобиля могут повысить безопасность на дорогах: голосовые уведомления, инструкции по безопасному вождению, приложения с геймификацией, предлагающие скидки тем водителям, которые смогли улучшить свое вождение. При этом приложения будут учитывать состояние дороги, пробки, погодные условия и другие факторы, влияющие на вождение.
Виртуальный шофер: когнитивные технологии искусственного интеллекта удовлетворяют нужды всех пользователей, прогнозируя и предугадывая их пожелания и требования, и демонстрируют сложные, не запрограммированные действия. Например, встроенные сенсоры смогут определять степень усталости водителя и предлагать ему рекомендуемое время для отдыха или остановки или даже страховать какие-то водительские функции (например, торможение, руление), чтобы избежать столкновений и аварий.

К 2030 году 45% новых автомобилей будут иметь третий уровень соединения. В будущем водители и пассажиры должны быть уверены, что предоставляемые ими данные находятся в безопасности, а компании должны сосредоточиться на клиентоориентированных бизнес-моделях и быть открытыми к сотрудничеству, в первую очередь с цифровыми гигантами и инновационными стартапами.

3. Электромобили

Покупатели — особенно молодежь и жители городов — все чаще выбирают электромобили с низкой эмиссией (low-emission electric vehicle) вместо автомобилей, работающих на двигателе внутреннего сгорания. В 2017 году мировые продажи электромобилей превысили 1,3 млн, и к 2020 году эта цифра может вырасти до 3 млн. По подсчетам McKinsey, в период с 2025 по 2030 год электрические автомобили начнут догонять традиционные по объемам продаж. На некоторых рынках продажи электромобилей удвоились благодаря субсидиям и государственному регулированию. Например, в Норвегии процент проданных электромобилей уже вырос с 11% в 2014 году до 32% в 2018-м, а в Китае продажи электрических транспортных средств выросли на 72% в 2017 году.

Фото: Валентин Огиренко / Reuters
Фото: Валентин Огиренко / Reuters

Аккумуляторы и элементы питания становятся более легкими, доступными и энергоемкими, зарядные станции — более разнообразными и удобными по сравнению с первым поколением электромобилей. Ежегодно автопроизводители выводят на рынок в среднем 120 новых моделей. Одни производители вслед за Tesla разрабатывают собственные модульные EV-платформы, в которые встроены батареи и электродвигатель. Это требует крупных стартовых инвестиций — $1 млрд и более, но дает возможность увеличить площадь батареи и ее энергоемкость, предложить разные варианты привода или даже объема багажника. Другие производители стараются адаптировать существующие платформы под конкретные способы электрификации, чтобы избежать крупных вложений. В результате на рынок выходят новые производители, а значит, будут появляться более привлекательные модели и общие платформы, и в конечном счете электромобили станут еще более доступными по цене.

4. Водородный транспорт

Электромобили — не единственная альтернатива машинам с двигателем внутреннего сгорания. Транспортные средства с водородными топливными элементами стали постепенно проникать на отдельные рынки в Европе, Азии и Северной Америке. Хотя водородный транспорт по-прежнему сталкивается с техническими трудностями и проблемами с инфраструктурой, водород имеет некоторые преимущества по сравнению с батареями. На заправку автомобиля водородом нужно в 15 раз меньше времени по сравнению с электромобилем. На строительство заправочного комплекса требуется на 50% меньше инвестиций, он занимает в среднем в десять раз меньше места. И наконец, в отличие от электрических блоков питания, для которых нужны исчерпаемые природные ресурсы, такие как кобальт, никель и литий, водородные двигатели используют самый распространенный химический элемент.

Тем не менее производство водородного топлива стоит дорого, поэтому большинство таких автомобилей коммерчески менее жизнеспособно, чем электромобили. Тем не менее чем больше транспортное средство, тем большие объем и вес батареи ему необходимы. Поэтому рынок автомобилей с большой грузоподъемностью и значительной дальностью пробега открывает широкие перспективы перед водородным топливом. Например, при массовом производстве водородных грузовиков системные затраты на их производство и эксплуатацию уже сопоставимы с затратами на электромобили, а удельная коммерческая нагрузка у них выше.

Фото: Shizuo Kambayashi / AP
Фото: Shizuo Kambayashi / AP

5. Райдшеринг

Рынок онлайн-такcи продолжает активно расти, появляются новые услуги, в том числе райдшеринг (ridesharing) — совместное использование частных автомобилей с помощью онлайн-сервисов поиска попутчиков. При райдшеринге расходы на топливо распределяются пропорционально и выбирается оптимальный для всех участников поездки маршрут без значительных отклонений от основного маршрута водителя (владельца автомобиля). Райдшеринг позволяет использовать свободные места частных легковых автомобилей, что снижает суммарное потребление топлива и транспортные расходы участников поездки. Регулярное использование совместных поездок гарантированно снижает трафик, помогает разгрузить дороги в часы пик.

Однако компании, работающие в сфере райдшеринга, кажутся нишевыми, потому что по-прежнему занимают крайне небольшую долю рынка. Кроме того, при такой схеме использования частного транспорта большую часть стоимости поездки получает водитель, а не компания — провайдер сервиса. Это заставляет райдшеринговые компании инвестировать в разработку беспилотных транспортных средств. Хотя в Америке стоимость поездки по-прежнему рассчитывается из средней ставки $2,5 за милю и, скорее всего, не будет расти, райдшеринговые компании могут начать зарабатывать за счет увеличения количества пользователей или среднего расстояния поездки с помощью дополнительных возможностей совместного использования автомобилей — за покупками, для доставки, путешествий с детьми, групповых выездов в город, вахтовых поездок.

Автомобили с трансформирующимся интерьером делают поездки на машине более комфортными и доступными. Но главное — это сдвиг в сознании городских жителей, которые все активнее отказываются от личных машин.