РБК Pro —  
информационный сервис для предпринимателей и управленцев. Первый месяц — бесплатно
РБК Pro
— сервис для вашего бизнеса. Зарегистрируйтесь и получите доступ ко всем материалам. Первые 30 дней бесплатно.
Анна Никитина

Почему корпоративная культура не приживается в компаниях: 5 причин

HR Статьи Kontakt InterSearch Russia
Одни компании имеют многолетнюю корпоративную культуру, которую разделяет почти каждый сотрудник, и гордятся ей, а в других такая культура существует только на бумаге, и на это есть пять причин

Сейчас тема корпоративной культуры и ценностей настолько распространена, что компании, в которых она никогда не обсуждалась, встречаются редко. Тем не менее есть компании, где корпоративную культуру знает и разделяет практически каждый сотрудник, а есть те, где она описана на бумаге и убрана в стол. И вторых случаев, к сожалению, большинство.

Почему корпоративная культура не приживается? На мой взгляд, есть ряд условий, которые влияют на данный аспект.

1. Внешний разработчик

Сейчас на рынке существует большое количество компаний, обещающих придумать и внедрить корпоративную культуру в любой организации. На мой взгляд, это абсолютная утопия. Корпоративная культура — это устои, стиль жизни компании, ее правила и внутренний мир. Если в чужой монастырь не стоит лезть со своим уставом, то в чужую компанию не стоит приходить с разработанными на стороне корпоративными ценностями. Это деликатный вопрос, который обязательно должен рождаться внутри, обсуждаться со своими сотрудниками и «проживаться» на месте.

2. Искажение информации

Часто бывает так, что в компаниях очень развита иерархичная система. «Верхушка» может что-то разработать, а до специалистов информация или не доходит, или доходит в искаженном виде. А иногда ценности разных слоев настолько не совпадают и взгляды так разнятся, что удивительно, как такие разные люди вообще работают в одной организации. В таком случае крайне важно устранить разницу в грейдах, научиться слушать и слышать друг друга.

Как руководителю и подчиненным научиться слышать друг друга:

  • проводить больше общих собраний;
  • внедрить в компании привычку давать друг другу конструктивную обратную связь;
  • проводить опросы — интересоваться мнениями сотрудников;
  • открыто обмениваться информацией внутри команд — сделать так, чтобы сотрудники не боялись высказываться и обсуждать рабочие вопросы.

3. Плохой PR

Третья причина — плохая продажа. Вроде в компании разработали корпоративную культуру правильно, сообща и придумали все красиво. Но люди не объединены одной идеей. Это значит, что руководство неправильно преподнесло ее сотрудникам. Сотрудники не прочувствовали ее и не приняли. Нужна инициативная группа, которая будет продвигать корпоративную культуру в массы, а также правильно выстроенная, методичная работа HR.

Чтобы все сотрудники запомнили корпоративную культуру и прочувствовали ее, надо постоянно о ней напоминать.

Как напоминать сотрудникам о корпоративной культуре

  • повесить плакаты с ценностями компании в самых проходимых местах;
  • снять видеоролик, который сотрудникам будет интересно пересматривать;
  • подарить сувенирную продукцию с описанием новых ценностей.

Также крайне важно, чтобы все другие активности, проводимые в компании, были пропитаны новыми идеями. Обсуждая индивидуальный план развития или же планируя какие-то внутренние мероприятия, следует опираться на новые ценности. Люди должны чувствовать, что ценности действительно существуют и как-то влияют на их жизнь в компании.

Первые полгода после внедрения самые важные. Основные активности должны быть реализованы именно в этот период.

Отдельно хочу подчеркнуть, что все ценности должны быть понятны. В компании не должно возникать дискуссии на тему, что именно подразумевается под тем или иным слоганом. Для этого необходимо провести воркшопы, встречи или бизнес-завтраки, где у сотрудников будет возможность обсудить и «прожить» каждую ценность.