РБК Pro —  
информационный сервис для предпринимателей и управленцев. Первый месяц — бесплатно

Откуда взялся рост розничной торговли при затяжном падении доходов в РФ

Ретейл Статьи MarketMedia
Генеральный директор ИА INFOLine Иван Федяков о том, откуда взялся рост розничной торговли на 2,6%, тогда как доходы населения падают пять лет подряд
Фото: Андрей Рудаков / Bloomberg
Фото: Андрей Рудаков / Bloomberg

Если смотреть динамику розничного товарооборота, то последние два года отрасль восстанавливается, прирост по итогам 2018-го составил 2,6%. Это позитивный тренд. Но после падения в 2015–2016 годах на 15% ни о каком росте говорить не приходится. Рынок лишь начал отыгрывать потери. Первые результаты 2019 года говорят нам о том, что он сильно стагнирует, рост по итогам января—февраля —1,8%. И это печально, пишет Иван Федяков, генеральный директор ИА INFOLine, в колонке на MarketMedia.

С чем это связано? Пятый год подряд в России снижаются реальные доходы населения, по итогам 2018-го спад составил 1,8%. И это серьезнейший вызов, который стоит перед правительством нашей страны, потому что такого затяжного падения реальных доходов населения в современной истории России не было. Это, безусловно, сказывается на мнении электората. Рано или поздно «желтые жилеты» могут появиться не только во Франции. Дискуссии о том, как изменить ситуацию, идут.

Но действия-то какие? У нас повысился НДС, увеличился пенсионный возраст, и Росстат решил пересмотреть методику подсчета реальных доходов населения. Поэтому скоро мы узнаем, наверное, новые данные, новые цифры. Действия, которые сейчас предпринимаются для решения проблем населения нашей страны, оставляют желать лучшего. Хочется верить, что правительство найдет эффективные методы. Но проблема очень серьезная! И сильно сказывается на динамике розничного товарооборота, на потреблении.

Откуда же возник рост на 2,6%? Он не выдуманный, а реальный. С одной стороны, накопления, которые сформировались у граждан по итогам последних лет, уже превышают 28 трлн руб. (это розничный товарооборот за год). Прирост накоплений — 9%, что примерно соответствует капитализации вкладов.

А вот с кредитованием абсолютно драматическая картина. После перелома в 2015 году, когда был нанесен двойной удар рознице (новые кредиты перестали выдавать, а население стало активно закрывать ранее полученные), в 2017-м произошел резкий разворот рынка кредитования, а в 2018 году он продемонстрировал фантастически рекордные показатели.

Прирост задолженности населения перед банками в прошлом году по сравнению с 2017-м превысил 22%. Это очень и очень серьезные темпы роста. Объем депозитов в банках стагнирует, а объем выданных кредитов населению (до середины 2017 года мы не наблюдали галопирующего роста) прирос за последние три года почти на 70%. Причем эти годы сопровождались очень низкой инфляцией. То есть рост величины потребительской заявки не связан с ростом цен. Это готовность людей уже покупать, потреблять те или иные товары. Но не стоит радоваться раньше времени.

За три года кризиса, 2015–2017-й, психология потребителей трансформировалась. Она не вернется на докризисный уровень и будет принципиально другой.

Сегодня все слои общества заняты бережливым потреблением. Они вернулись в магазины, готовы покупать, но исключительно рационально и только то, что им необходимо, а также активно реагируют на разного рода специальные промоакции. И этот тренд будет сопровождать нашу страну еще долгие годы.

Это не тактика, а стратегия потребления на длительное время. Обратите внимание на то, что происходит в Европе, где уровень жизни значительно выше нашего, но люди ведут себя довольно скромно. И хоть в чем-то мы стали похожи на европейцев.

Материал с marketmedia.ru.