Опубликовано 15.04.2019, 15:13
За последние десять лет в отрасли потребительских товаров прокатилась волна мегаслияний, в том числе консолидация Anheuser-Busch InBev и SABMiller, Mars и Wrigley, интеграция разливочных предприятий Coca-Cola в Европе и Японии. Цифровизация, появление «лоукостеров» и создание экосистем, сочетающих онлайн и офлайн, в розничной торговле — все это заставляет даже традиционных ретейлеров диверсифицировать портфолио компании.
Исследование Bain & Company показало, что сегодня 35% роста приходится на бренды-бунтари, чья доля рынка составляет только 2–3%. Сегодня масштаб не дает конкурентного преимущества, и рост крупных компаний сферы потребительских товаров и услуг замедлился. Даже крупные игроки вынуждены отказываться от мегаслияний как от традиционной и проверенной формулы успеха для укрепления своих позиций на рынке и увеличения выручки. Вместо этого они принимают краткосрочные меры, в том числе уменьшают маржу, чтобы увеличить свою долю рынка, и заключают стратегические сделки.
Эксперты Bain & Company провели анализ топ-200 стратегических сделок (M&A) в сфере потребительских товаров в 2015–2018 годах и обнаружили, что три года подряд число сделок охвата превышает число сделок масштаба. Первые направлены на ускорение роста на быстрорастущих рынках или в новых регионах либо позволяют получить доступ к критичным компетенциям. Такие из них, как слияние Keurig Green Mountain с Dr Pepper Snapple и покупка Coca-Cola компании Costa Coffee, составляют 66% всех сделок M&A в сфере потребительских товаров.
Однако не все так просто: сделки охвата