РБК Pro —  
информационный сервис для предпринимателей и управленцев. Первый месяц — бесплатно
Максим Черешнев

Особенности национального товарооборота: как работать на индийском рынке

Продажи Статьи РБК
Для индийских компаний договоренность и договор — синонимы, они могут в любое время, даже в момент самой поставки, отменить или изменить заказ

Товарооборот России с Индией по итогам 2018 года составил $11 млрд, за год он вырос на 20%. Но к 2025 году Россия, по словам президента Путина, собирается почти утроить взаимную торговлю, до $30 млрд. Реально ли это и с какими трудностями сталкиваются российские предприниматели, пытающиеся выйти на местный рынок?

Зачем идти в Индию?

Индия — одна из крупнейших экономик мира. Рост ВВП в 2018 году составил 7,5%, и по большинству прогнозов высокие темпы сохранятся и на ближайшее десятилетие. К плюсам Индии относятся дешевая рабочая сила и огромный потребительский рынок. В стране живет 1,3 млрд человек, причем это молодая страна (средний возраст населения — 30 лет), а численность среднего класса — 350 млн.

Индийский рынок интересен своим масштабом, а также тем, что некоторые ниши до сих пор относительно свободны, например быстрорастущая сфера ИТ, проникающая уже практически во все отрасли. Так, в 2017 году индийская компания Dietech India, которая является лидером в области проектирования и изготовления пресс-форм для литья, лицензировала продукты российской C3D Toolkit для использования в собственных программных разработках. В прошлом году договоренности с индийскими партнерами заключила ИТ-«дочка» «Ростеха» RITE.