РБК Pro —  
информационный сервис для предпринимателей и управленцев. Первый месяц — бесплатно
РБК Pro
— сервис для вашего бизнеса. Зарегистрируйтесь и получите доступ ко всем материалам. Первые 30 дней бесплатно.
Моисей Фурщик

Как создать условия для появления в РФ современных туристских кластеров

Туризм Недвижимость Статьи РБК
Российская туриндустрия откликнулась на взрывной рост спроса повышением цен, интенсивным использованием существующих объектов и строительством новых минималистических комплексов. Это тупиковый путь

В последние годы вместе сошлись сразу несколько факторов, способствующих развитию внутреннего и въездного туризма: падение рубля, увеличение числа «невыездных» россиян, временные ограничения на поездки в Турцию и Египет, серьезные вложения государства в инфраструктуру. Действительно, количественные показатели туротрасли за это время существенно выросли. Так, ключевой для мировой статистики показатель — количество ночевок в коллективных местах размещения — с 2011 по 2017 год вырос на 53%, до 253,5 млн. Даже не учитывая значительного скачка, который обеспечило включение в российскую статистику показателей Крыма, позитивная динамика очевидна.

Но происходит ли качественное преобразование отрасли? Достигнут ли рост за счет улучшения отечественного турпродукта и запуска значительного числа современных объектов?

К сожалению, российская туриндустрия откликнулась на взрывное увеличение спроса в основном:

  • ростом цен,
  • более интенсивным использованием существующих объектов,
  • строительством новых комплексов в формате минимализма.

В долгосрочном плане такой путь можно назвать тупиковым. Современный турист становится более требовательным. Ему уже недостаточно комфортного места размещения. Важна концентрация целого набора опций в непосредственной близости от точки проживания: спортивных, развлекательных или оздоровительных комплексов, парка, ресторанов и других элементов современной городской среды, удобного локального транспорта, качественного экскурсионного обслуживания.

Видео: РБК
Видео: РБК

Такой набор объектов и функций сложно вписать в существующую беспорядочную или обветшалую застройку, поэтому в России актуально создание совершенно новых крупных кластеров. В зависимости от вида туризма их площадь должна составлять сотни или даже тысячи гектар.

  • В качестве примера такого кластера за рубежом можно привести построенный с нуля в 1990-е годы курорт Эль-Гуна в Египте.
  • В России можно отметить курорт Шерегеш в Кемеровской области, в который с 2000 года было вложено более 15 млрд руб. Сейчас курорт посещает в год более 1 млн туристов.

Какие препятствия стоят на пути у масштабных проектов

1. Нехватка земли и инфраструктуры

Строительство туркластера на освоенных землях

На действующих курортах почти нереально найти подходящий участок. Обычно все очень фрагментировано, поэтому мы и видим в основном одиночные проекты в непрезентабельном окружении.

Если инвестор сам пытается сформировать серьезный земельный банк, то цена быстро взлетает до небес и проект создания туристского кластера становится нерентабельным.

Что стоит сделать властям