РБК Pro —  
информационный сервис для предпринимателей и управленцев. Первый месяц — бесплатно
РБК Pro
— сервис для вашего бизнеса. Зарегистрируйтесь и получите доступ ко всем материалам. Первые 30 дней бесплатно.
Венера Шайдуллина

Digital-контент: куда идет медиарынок

Ретейл Статьи Финансовый университет при правительстве РФ
Уже через год, согласно прогнозам экспертов, у половины взрослого населения развитых стран будет не менее четырех подписок на онлайн-медиа. Что станет главным драйвером digital-рынка, какие проблемы предстоит решить игрокам и кто выживет в новых реалиях

В понятие «digital-контент» входят производство, распространение и потребление мультимедийных продуктов в цифровом пространстве. Для потребителей, продавцов и площадок контента, компаний-дистрибьюторов digital-контент — это информационный, развлекательный или игровой продукт, который может распространяться по цифровым сетям или на физическом носителе в цифровом формате.

Основные проблемы и перспективы digital-рынка

Digital-контент стал лидером продаж в электронной коммерции еще в 2014 году. Рост продаж в этой категории, по данным компании Business intelligence (BI), составил 27%. По итогам 2017 года объем российского рынка контента, согласно данным исследования коммуникационного холдинга Dentsu Aegis Network, достиг 156,9 млрд руб. Если расположить сегменты этого рынка по убыванию дохода, то топ-8 будет выглядеть так:

  1. Киноконтент.
  2. Телеконтент (без рекламы).
  3. Контент в соцсетях (с учетом рекламы).
  4. Покупка прав на трансляцию спортивных матчей.
  5. Кабельное и смарт-ТВ.
  6. Музыка (в том числе продажа билетов на концерты).
  7. Контент брендов.
  8. Киберспорт (доход от стриминга, продажи билетов на мероприятия).

Медиаконтент — это интеллектуальная собственность. Держатели контента, пользователи и регуляторы рынка отмечают проблему пиратства и нелегкую процедуру защиты авторских прав.

Видео: РБК
Видео: РБК

Необходимы сервисы, которые позволят:

  • гарантировать права собственности на контент;
  • обеспечить контроль за ним;
  • проконтролировать получение платы за использование контента;
  • объединить базы контента и поиска;
  • упростить оформление патентов.

Блокчейн для защиты и монетизации контента

С перечисленными выше задачами можно справиться с помощью блокчейн-технологий. И в России уже появилась первая платформа, предлагающая функционал, который нужен правообладателям для создания, защиты, использования и монетизации своего контента. Это IPChain.

Крупные игроки сферы интеллектуальной собственности могут объединиться и создать сеть для обмена данными и защиты информации. Это поможет сэкономить время на заключении договоров.

Сегодня владельцы авторских прав не могут похвастаться высокими доходами, объем рынка небольшой, и на нем преобладает зарубежная продукция. Труднее всего приходится медиабизнесу в регионах. Блокчейн-платформа в состоянии помочь экспортно ориентированным компаниям с выходом на международные рынки — Китая, Великобритании, США, Кореи и др.

Какие продукты востребованы на внешнем рынке? В первую очередь кино и мультипликация. Общий объем продаж российского киноконтента на зарубежные рынки в 2017 году, по данным Фонда кино, составил около 1,2 млрд руб.

Доход от реализации анимационных изделий складывается из:

  • товарного лицензирования;
  • продажи прав на использование контента;
  • цифровой дистрибуции контента.

В России есть спрос не только на кино и мультфильмы, но и на потенциально более интересные ИТ-приложения, VR- и AR-технологии (технологии виртуальной и дополненной реальности), разработку компьютерных игр.

С другой стороны, 90% российских СМИ и издательств не готовы оцифровывать свои материалы. Однако если они не сделают этого и разработают новую систему продаж, то есть риск, что читать их СМИ скоро никто не будет.

Контент станет платным

Модели доставки контента к потребителю

Есть три модели доставки контента к читателям:

  • предоставление уникального контента быстрого потребления одновременно с эксклюзивным выходом на офлайновых площадках;
  • доступ к информации за счет подписки (pay wall);
  • новости по требованию.

Уже в ближайшем будущем медиахолдинги и СМИ перестанут делиться доходами и бесплатно распространять свой контент, включая аналитические статьи и отраслевые материалы. Ценность информации растет, люди устали от информационного мусора.

Кто заплатит за достоверную информацию

Помимо обычных читателей информация из надежных и проверенных источников нужна:

  • университетам;
  • научным компаниям;
  • медучреждениям;
  • R&D-центрам (центры исследования и развития) технологических гигантов, которые, в свою очередь, тоже генерируют экспертную информацию.

Почему люди готовы платить за качественный контент респектабельных изданий? Конечно, в первую очередь речь здесь идет не о молодежи, а о более взрослых пользователях. Люди хотят читать, слушать и просматривать актуальную информацию без перерыва на большие рекламные блоки. Совсем без рекламы, конечно, не обойтись, но она должна быть короткой.

По прогнозам Центра исследований и экспертиз Финансового университета, через год у половины взрослого населения развитых стран будет не менее четырех подписок на онлайн-медиа: телепередачи, фильмы, журналы, новости, музыку, онлайн-игры. Приблизительно пятая часть взрослого населения будет пользоваться десятью платными онлайн-подписками. Ведь члены одной семьи предпочитают ТВ-контент разных жанров: комедия, спорт, мультфильмы. Спортивные болельщики тоже вряд ли станут следить только за одним видом спорта. Таким образом, расходы на услуги цифровой подписки могут превысить $100 в месяц на семью.

Некоторые качественные музыкальные сервисы предполагают функцию настройки по индивидуальному вкусу пользователя. И это оказывается важнее собственной коллекции музыки на цифровых или материальных носителях. Есть подписки на новинки музыки или даже платное онлайн-радио.

Людям нравятся разнообразные и интересные пакеты услуг. Большой популярностью пользуется, к примеру, пакетная подписка Amazon Prime с дополнительными услугами, в том числе с просмотром видеоконтента. Британская газета The Telegraph уже предлагает подписчикам доступ к Amazon Prime.

Драйверы развития digital-бизнеса