Кому это в кассу: как развивается новая ниша ИТ-рынка

«Кассы бывают трех типов: умные, тупые (автономки) и фискальные регистраторы, которые не умеют работать без какого-то внешнего компьютера или смартфона. Мы работаем только со смарт-кассами и фискальными регистраторами. Автономные кассы — вымирающий вид: они неудобны, представляют собой просто коробку с кнопками и не несут никаких преимуществ», — говорит Аскар Рахимбердиев, генеральный директор компании «МойСклад». Когда в России началась реформа по замене обычных кассовых аппаратов онлайн-кассами, российский сервис управления торговлей и складом выпустил одноименное приложение для смарт-касс. И вышел в новую формирующуюся на глазах ИТ-нишу — разработку бизнес-сервисов для онлайн-касс.
В этой сфере сейчас заняты и такие гиганты, как «Яндекс» и 1С, и небольшие молодые компании, и даже индивидуальные разработчики. «По данным «ТМТ Консалтинг», в целом рынок SaaS (облачных сервисов, которые предоставляют ПО в качестве услуги. — РБК) в России за последние три года вырос почти в два раза, с 17,6 млрд до 33 млрд руб. К 2022 году он достигнет 53,4 млрд руб. Развитие онлайн-касс и их выход в сегменты малого и микробизнеса станет одним из драйверов роста этой ниши», — считает Андрей Романенко, сооснователь и генеральный директор производителя онлайн-касс «Эвотор».
Развитию новой ниши помогут и законодательные изменения. «Глобальная государственная инициатива по маркировке товаров, которая началась с 1 марта 2019 года, придаст еще больший импульс развитию контрольно-кассовой техники», — считает Алексей Макаров, председатель совета директоров компании «Атол».
Они за это заплатят
Сегодня в реестр ФНС внесено 168 моделей контрольно-кассовой техники. «Рост рынка онлайн-касс будет пропорционален развитию рынка электронной коммерции в целом, — уверена Юлия Горелова, директор департамента развития платежного бизнеса сервиса «Яндекс.Деньги». — Согласно прогнозу Morgan Stanley, объем рынка электронной коммерции к 2023 году увеличится до 3,491 трлн руб. Это рост примерно в 2,5 раза относительно той оценки, которую компания делала по итогам 2017 года. Я бы не стала проводить прямую параллель между этими цифрами, но о тренде на рост в сегменте онлайн-касс можно говорить уверенно, ведь согласно ФЗ-54 большинство интернет-ретейлеров просто не могут работать без онлайн-кассы».

Представитель компании напоминает, что с 1 июля 2019 года соблюдение ФЗ-54 будет обязательным для всех: на последнем, третьем, этапе на онлайн-кассы должны перейти компании, которые работают на ЕНВД и патенте. «А значит, каждый новый предприниматель, торгующий в розницу на рынке электронной коммерции, — потенциальный пользователь онлайн-кассы. В «Яндекс.Касса» только за последние несколько месяцев число компаний, подключивших прием платежей онлайн, выросло с 90 тыс. по итогам 2018 года до 106 тыс., по данным на март 2019 года», — говорит Горелова.
Голова в облаках
По мнению председателя совета директоров «Атола» Алексея Макарова, сервисы для онлайн-касс сейчас развиваются по двум основным направлениям. Первое — комплексные решения, когда устройство интегрировано с кассовой программой и облачным сервисом. Второе — смарт-кассы, на которые можно устанавливать приложения из онлайн-магазина производителя. «Атол» идет по первому пути: в апреле 2018 года компания приобрела 24-процентную долю в стартапе Qasl, при участии которого разработала платформу «Атол Sigma». «Мы предлагаем предпринимателям решение, которое понимает все потребности владельца небольшого бизнеса в сфере услуг, торговли и общественного питания, — говорит Макаров. — Такие предприниматели каждый день задают себе одни и те же вопросы: куда уходят деньги, кто из сотрудников эффективнее и сколько денег бизнес заработает завтра».
Разработчики сервисов для онлайн-касс считают, что реформа подстегнет процесс цифровизации МСП. «Самое интересное, что получают наши пользователи, — это связь с облаком, — говорит Аскар Рахимбердиев. — Раньше малый бизнес чаще всего не собирал статистику продаж, никак ее не анализировал. Сейчас эти данные автоматически в реальном времени поступают в облако «МойСклад», где можно посмотреть много интересной аналитики. Поскольку в чеках должна быть номенклатура, продавцам приходится с помощью кассы сканировать товары. В результате получается точная и информативная статистика. А если вы еще будете в облаке забивать данные по закупкам, розничные продажи автоматически подтянутся из кассы, и система посчитает данные по себестоимости товаров и остатки в каждом магазине и на складе. Это важно знать, чтобы понимать, что распродавать».

В сервис «МойСклад» также встроена CRM-система, которая позволяет использовать различные механики работы с клиентской базой, персональные скидки, бонусные программы. Преимущества облачной системы, по мнению Рахимбердиева, ощущаются, когда у владельца бизнеса больше одной точки и, соответственно, больше одной кассы: «Через облако они хорошо синхронизируются. В облаке хранятся товары и цены. Если предприниматель добавляет новые позиции, меняет цены, запускает скидки, — все это автоматом поступает на кассы. Если касса одна, это не так интересно, а когда их штук пять — это хорошее преимущество».
По пути разработки CRM-систем пошли и некоторые другие создатели сервисов для онлайн-касс. Например, московская компания Pencil Soft сделала программу «ПрофСалон», которая позволяет не только вести учет продаж, но и управлять ресурсами любой сервисной компании: салона красоты, барбершопа, косметического салона, стоматологии, медицинского центра или ветеринарной клиники. Приложение позволяет вести онлайн-запись клиентов, оповещать их с помощью СМС, принимать оплату за услуги, внедрять различные инструменты программы лояльности.
С помощью «ПрофСалона» можно автоматизировать многие стороны управления: вести учет рабочего времени, начислять зарплату, делать оповещения и рассылки. Еще одна опция — контроль качества работы. Через 10–15 минут после того, как клиента рассчитают на терминале, ему приходит СМС со ссылкой. Перейдя по ней, клиент сможет оставить отзыв о работе сотрудника, который его обслуживал. «Каждый отзыв сохраняется и в карте клиента, и в карте сотрудника. Управляющий может просматривать отзывы, контролируя качество работы своих специалистов», — поясняет владелец сервиса «ПрофСалон» Максим Литвинов.
Сервис интегрирован с двумя приложениями: одно для сотрудников, другое — для владельца бизнеса. «В первом сотрудники видят свой график работы, свой журнал записей и зарплату, во втором владелец бизнеса может просмотреть выручку по множеству аналитических срезов: по отделам, по сотрудникам, по товарам, по услугам и т.п. Возможность находиться на месте у владельца бизнеса есть не всегда, а зайдя в телефон, он может увидеть все основные показатели и понять, что происходит в его бизнесе», — рассказывает Литвинов.
Месяц смарт
В 2016 году мы начали создавать в России категорию смарт-терминалов и продвигать идею, что разработчики могут разрабатывать и продавать сервисы и для этих устройств. Сейчас количество смарт-терминалов превышает 400 тыс., а по итогам 2019 года может приблизиться к 0,8–1 млн, а в 2019 году объем их продаж достигнет 50% от всех видов онлайн-касс. Соответственно, будет расти и рынок сервисов.
После того как рынок установит кассы, интерес к сервисам будет стремительно расти. Сейчас малый бизнес сосредоточен на том, чтобы привести свою деятельность в соответствие 54-ФЗ, но как только завершится третья волна и онлайн-кассы будут у всех, как только взаимодействие с ними станет привычным, предприниматели начнут устанавливать все больше сервисов, которые будут упрощать их работу. На востребованность повлияет и законодательство, например введение маркировки. В итоге запустится тот же процесс, который происходил с развитием b2c-маркетплейсов для смартфонов.

Всего за два года в нашем маркетплейсе появились около 400 разных сервисов, мы ожидаем, что до конца 2019 года их число вырастет еще на 50%. Топовые разработчики сервисов для наших смарт-терминалов уже зарабатывают на приложениях для них порядка 2–3 млн руб. в месяц. С точки зрения заработка в этом году мы планируем вырасти в десять раз по сравнению с прошлым годом.
Андрей Романенко, сооснователь и генеральный директор «Эвотор»
Вот так приложили
Системы, которые выгружают данные одновременно в приложения для сотрудников и владельца, успели превратиться в своего рода стандарт в нише софта для онлайн-касс. Доступ к подобной системе товароучета для индустрии гостеприимства, например, продает стартап QuickResto, одним из совладельцев которого является 1С. «В первом приложении официанты, скажем, распределяют блюда по столикам и по гостям, применяя какие-либо программы лояльности, делают скидки, — рассказывает Антон Шмаков, генеральный директор QuickResto. — Большая часть продукта работает через бэк-офис: это страница в браузере, через которую вы управляете всем своим заведением. Это классическая облачная система, где вы формируете меню, управляете ценами, считаете себестоимость и фудкост (соотношение себестоимости и цены блюда. — РБК), строите аналитику, формируете отчеты по тому, какие блюда продаются. Там очень много подкатегорий и степеней подотчетности, чтобы владелец заведения четко понимал, сколько он зарабатывает, сколько тратит», — говорит Шмаков.
Когда блюдо продается через смарт-кассу, программа обращается к технологической карте, где описан его состав, и списывает каждый ингредиент со склада: «Вы продали салат через кассу — а у нас он списался в заложенном изначально количестве огурцов и помидоров, сыра, масла, кедровых орехов и всего прочего, — говорит Шмаков. — Важно, что списание ингредиентов происходит в момент продажи, а не в конце дня, как в стационарных системах. Управляющий может отслеживать эти вещи в моменте: где-то подвезти продуктов, где-то скорректировать меню, поменять цены, заменить ингредиент в блюде, если он закончился. Это большое комплексное преимущество, которое дают облачные системы», — поясняет гендиректор QuickResto.

Сервис может работать с фискальным регистратором через iPad или через приложение, установленное на смарт-кассу. Развитием собственного магазина бизнес-приложений, где малый и средний бизнес может подобрать сервис в соответствии со своими потребностями, в России пока занимается только «Эвотор». «Большинство касс — это обычные чековые принтеры: печатают чеки и передают данные по ним в ОФД. «Эвотор» же пошел немного дальше: они на своем кассовом терминале предоставляют клиентам еще и всевозможные бизнес-приложения, которых сейчас сотни», — говорит Литвинов.
Не опоздать за рынком
Многие сервисы для онлайн-касс позволяют контролировать сотрудников удаленно. Например, владелец бизнеса может настроить в приложении «МойСклад» отправку уведомлений, которые будут показывать, во сколько кассир открыл смену. Подобная возможность есть и у «ПрофСалона». «Отслеживание времени, в которое сотрудник приходит на работу — довольно актуальная тема для небольших сервисных компаний, — отмечает Литвинов. — На сайте написано, что компания работает с 10:00, а сотрудники на самом деле приходят в 11:00–12:00. Часто такое происходит в сговоре с администраторами, и раскрыть обман сложно. А мобильное приложение уже не обманешь: придя на работу, сотрудник нажимает в связанном с кассой приложении специальную кнопку. Все отметки об опозданиях поступают в мобильное приложение владельца бизнеса».
Создатели приложения «МойСклад» отмечают, что они внимательно следят за изменениями законодательства и постоянно дорабатывают его функционал: «С 1 июля нужно будет выдавать два чека, если магазин берет предоплату. Это требование будет актуальным для многих интернет-магазинов, у которых есть предоплата на сайте, или некоторых офлайн-магазинов, где вы покупаете, например, дорогую плитку с предоплатой 20%. Возможность выдавать два чека мы сделали уже к 1 января», — говорит Рахимбердиев.
В течение года будет постепенно вводиться обязательная маркировка для некоторых категорий товаров. С января ей подлежит оборот ювелирных украшений, с 1 марта — табачные изделия, с июля добавится обувь, с декабря — весь парфюм, одежда, фотоаппараты, лампы-вспышки, шины и пневматические покрышки. «Надо будет сканировать коды всех этих товаров. Нужно, чтобы кассовое приложение умело с этим работать. Последние несколько месяцев мы добавляем новые возможности в нашей системе, чтобы соответствовать всем законам», — заключил Рахимбердиев.