РБК Pro —  
информационный сервис для предпринимателей и управленцев. Первый месяц — бесплатно

Кому это в кассу: как развивается новая ниша ИТ-рынка

IT Интернет-торговля Статьи РБК
Крупные компании — «Яндекс», 1С, «Атол» — и небольшие стартапы готовятся зарабатывать на сервисах для онлайн-касс. Востребованность этих услуг будет расти в том числе из-за ввода маркировки на многие товары
Фото:Олег Яковлев / РБК
Фото: Олег Яковлев / РБК

«Кассы бывают трех типов: умные, тупые (автономки) и фискальные регистраторы, которые не умеют работать без какого-то внешнего компьютера или смартфона. Мы работаем только со смарт-кассами и фискальными регистраторами. Автономные кассы — вымирающий вид: они неудобны, представляют собой просто коробку с кнопками и не несут никаких преимуществ», — говорит Аскар Рахимбердиев, генеральный директор компании «МойСклад». Когда в России началась реформа по замене обычных кассовых аппаратов онлайн-кассами, российский сервис управления торговлей и складом выпустил одноименное приложение для смарт-касс. И вышел в новую формирующуюся на глазах ИТ-нишу — разработку бизнес-сервисов для онлайн-касс.

В этой сфере сейчас заняты и такие гиганты, как «Яндекс» и 1С, и небольшие молодые компании, и даже индивидуальные разработчики. «По данным «ТМТ Консалтинг», в целом рынок SaaS (облачных сервисов, которые предоставляют ПО в качестве услуги. — РБК) в России за последние три года вырос почти в два раза, с 17,6 млрд до 33 млрд руб. К 2022 году он достигнет 53,4 млрд руб. Развитие онлайн-касс и их выход в сегменты малого и микробизнеса станет одним из драйверов роста этой ниши», — считает Андрей Романенко, сооснователь и генеральный директор производителя онлайн-касс «Эвотор».

Развитию новой ниши помогут и законодательные изменения. «Глобальная государственная инициатива по маркировке товаров, которая началась с 1 марта 2019 года, придаст еще больший импульс развитию контрольно-кассовой техники», — считает Алексей Макаров, председатель совета директоров компании «Атол».

Они за это заплатят

Сегодня в реестр ФНС внесено 168 моделей контрольно-кассовой техники. «Рост рынка онлайн-касс будет пропорционален развитию рынка электронной коммерции в целом, — уверена Юлия Горелова, директор департамента развития платежного бизнеса сервиса «Яндекс.Деньги». — Согласно прогнозу Morgan Stanley, объем рынка электронной коммерции к 2023 году увеличится до 3,491 трлн руб. Это рост примерно в 2,5 раза относительно той оценки, которую компания делала по итогам 2017 года. Я бы не стала проводить прямую параллель между этими цифрами, но о тренде на рост в сегменте онлайн-касс можно говорить уверенно, ведь согласно ФЗ-54 большинство интернет-ретейлеров просто не могут работать без онлайн-кассы».

Аскар Рахимбердиев
Аскар Рахимбердиев (Фото: moysklad.ru)

Специально для интернет-магазинов «Яндекс» разработал платежное решение «Яндекс.Касса», которое позволяет бизнесу принимать оплату онлайн — с банковских карт, электронных кошельков, интернет-банков, счетов мобильных телефонов, а также через Apple Pay, Google Pay и т.п. «Разнообразие платежных методов позволяет магазину существенно повысить конверсию из посетителя в покупателя, — утверждает Горелова. — Чем удобнее для клиента оплата, тем выше шанс, что он совершит покупку. Помимо стандартных решений магазин может подключить услугу «Заплати по частям» (покупатель прямо на сайте магазина оформляет кредит или рассрочку для оплаты покупки через «Яндекс.Касса»), прием платежей через мессенджеры, что особенно полезно, если вы торгуете в социальных сетях. В зависимости от специфики бизнеса и его аудитории различные платежные опции могут повышать конверсию на 20–30%». Сервис может быть интегрирован с онлайн-кассами таких производителей, как «Атол», Orange Data, «Эвотор», «Модуль.Касса», 2can, «Бизнес.ру».

Представитель компании напоминает, что с 1 июля 2019 года соблюдение ФЗ-54 будет обязательным для всех: на последнем, третьем, этапе на онлайн-кассы должны перейти компании, которые работают на ЕНВД и патенте. «А значит, каждый новый предприниматель, торгующий в розницу на рынке электронной коммерции, — потенциальный пользователь онлайн-кассы. В «Яндекс.Касса» только за последние несколько месяцев число компаний, подключивших прием платежей онлайн, выросло с 90 тыс. по итогам 2018 года до 106 тыс., по данным на март 2019 года», — говорит Горелова.

Голова в облаках

По мнению председателя совета директоров «Атола» Алексея Макарова, сервисы для онлайн-касс сейчас развиваются по двум основным направлениям. Первое — комплексные решения, когда устройство интегрировано с кассовой программой и облачным сервисом. Второе — смарт-кассы, на которые можно устанавливать приложения из онлайн-магазина производителя. «Атол» идет по первому пути: в апреле 2018 года компания приобрела 24-процентную долю в стартапе Qasl, при участии которого разработала платформу «Атол Sigma». «Мы предлагаем предпринимателям решение, которое понимает все потребности владельца небольшого бизнеса в сфере услуг, торговли и общественного питания, — говорит Макаров. — Такие предприниматели каждый день задают себе одни и те же вопросы: куда уходят деньги, кто из сотрудников эффективнее и сколько денег бизнес заработает завтра».

Разработчики сервисов для онлайн-касс считают, что реформа подстегнет процесс цифровизации МСП. «Самое интересное, что получают наши пользователи, — это связь с облаком, — говорит Аскар Рахимбердиев. — Раньше малый бизнес чаще всего не собирал статистику продаж, никак ее не анализировал. Сейчас эти данные автоматически в реальном времени поступают в облако «МойСклад», где можно посмотреть много интересной аналитики. Поскольку в чеках должна быть номенклатура, продавцам приходится с помощью кассы сканировать товары. В результате получается точная и информативная статистика. А если вы еще будете в облаке забивать данные по закупкам, розничные продажи автоматически подтянутся из кассы, и система посчитает данные по себестоимости товаров и остатки в каждом магазине и на складе. Это важно знать, чтобы понимать, что распродавать».

Фото: QuickResto / Facebook
Фото: QuickResto / Facebook

В сервис «МойСклад» также встроена CRM-система, которая позволяет использовать различные механики работы с клиентской базой, персональные скидки, бонусные программы. Преимущества облачной системы, по мнению Рахимбердиева, ощущаются, когда у владельца бизнеса больше одной точки и, соответственно, больше одной кассы: «Через облако они хорошо синхронизируются. В облаке хранятся товары и цены. Если предприниматель добавляет новые позиции, меняет цены, запускает скидки, — все это автоматом поступает на кассы. Если касса одна, это не так интересно, а когда их штук пять — это хорошее преимущество».

По пути разработки CRM-систем пошли и некоторые другие создатели сервисов для онлайн-касс. Например, московская компания Pencil Soft сделала программу «ПрофСалон», которая позволяет не только вести учет продаж, но и управлять ресурсами любой сервисной компании: салона красоты, барбершопа, косметического салона, стоматологии, медицинского центра или ветеринарной клиники. Приложение позволяет вести онлайн-запись клиентов, оповещать их с помощью СМС, принимать оплату за услуги, внедрять различные инструменты программы лояльности.

С помощью «ПрофСалона» можно автоматизировать многие стороны управления: вести учет рабочего времени, начислять зарплату, делать оповещения и рассылки. Еще одна опция — контроль качества работы. Через 10–15 минут после того, как клиента рассчитают на терминале, ему приходит СМС со ссылкой. Перейдя по ней, клиент сможет оставить отзыв о работе сотрудника, который его обслуживал. «Каждый отзыв сохраняется и в карте клиента, и в карте сотрудника. Управляющий может просматривать отзывы, контролируя качество работы своих специалистов», — поясняет владелец сервиса «ПрофСалон» Максим Литвинов.

Сервис интегрирован с двумя приложениями: одно для сотрудников, другое — для владельца бизнеса. «В первом сотрудники видят свой график работы, свой журнал записей и зарплату, во втором владелец бизнеса может просмотреть выручку по множеству аналитических срезов: по отделам, по сотрудникам, по товарам, по услугам и т.п. Возможность находиться на месте у владельца бизнеса есть не всегда, а зайдя в телефон, он может увидеть все основные показатели и понять, что происходит в его бизнесе», — рассказывает Литвинов.

Месяц смарт

В 2016 году мы начали создавать в России категорию смарт-терминалов и продвигать идею, что разработчики могут разрабатывать и продавать сервисы и для этих устройств. Сейчас количество смарт-терминалов превышает 400 тыс., а по итогам 2019 года может приблизиться к 0,8–1 млн, а в 2019 году объем их продаж достигнет 50% от всех видов онлайн-касс. Соответственно, будет расти и рынок сервисов.

После того как рынок установит кассы, интерес к сервисам будет стремительно расти. Сейчас малый бизнес сосредоточен на том, чтобы привести свою деятельность в соответствие 54-ФЗ, но как только завершится третья волна и онлайн-кассы будут у всех, как только взаимодействие с ними станет привычным, предприниматели начнут устанавливать все больше сервисов, которые будут упрощать их работу. На востребованность повлияет и законодательство, например введение маркировки. В итоге запустится тот же процесс, который происходил с развитием b2c-маркетплейсов для смартфонов.

Андрей Романенко
Андрей Романенко (Фото: Олег Яковлев / РБК)

Всего за два года в нашем маркетплейсе появились около 400 разных сервисов, мы ожидаем, что до конца 2019 года их число вырастет еще на 50%. Топовые разработчики сервисов для наших смарт-терминалов уже зарабатывают на приложениях для них порядка 2–3 млн руб. в месяц. С точки зрения заработка в этом году мы планируем вырасти в десять раз по сравнению с прошлым годом.

Андрей Романенко, сооснователь и генеральный директор «Эвотор»

Вот так приложили

Системы, которые выгружают данные одновременно в приложения для сотрудников и владельца, успели превратиться в своего рода стандарт в нише софта для онлайн-касс. Доступ к подобной системе товароучета для индустрии гостеприимства, например, продает стартап QuickResto, одним из совладельцев которого является 1С. «В первом приложении официанты, скажем, распределяют блюда по столикам и по гостям, применяя какие-либо программы лояльности, делают скидки, — рассказывает Антон Шмаков, генеральный директор QuickResto. — Большая часть продукта работает через бэк-офис: это страница в браузере, через которую вы управляете всем своим заведением. Это классическая облачная система, где вы формируете меню, управляете ценами, считаете себестоимость и фудкост (соотношение себестоимости и цены блюда. — РБК), строите аналитику, формируете отчеты по тому, какие блюда продаются. Там очень много подкатегорий и степеней подотчетности, чтобы владелец заведения четко понимал, сколько он зарабатывает, сколько тратит», — говорит Шмаков.

Когда блюдо продается через смарт-кассу, программа обращается к технологической карте, где описан его состав, и списывает каждый ингредиент со склада: «Вы продали салат через кассу — а у нас он списался в заложенном изначально количестве огурцов и помидоров, сыра, масла, кедровых орехов и всего прочего, — говорит Шмаков. — Важно, что списание ингредиентов происходит в момент продажи, а не в конце дня, как в стационарных системах. Управляющий может отслеживать эти вещи в моменте: где-то подвезти продуктов, где-то скорректировать меню, поменять цены, заменить ингредиент в блюде, если он закончился. Это большое комплексное преимущество, которое дают облачные системы», — поясняет гендиректор QuickResto.

Фото: QuickResto / Facebook
Фото: QuickResto / Facebook

Сервис может работать с фискальным регистратором через iPad или через приложение, установленное на смарт-кассу. Развитием собственного магазина бизнес-приложений, где малый и средний бизнес может подобрать сервис в соответствии со своими потребностями, в России пока занимается только «Эвотор». «Большинство касс — это обычные чековые принтеры: печатают чеки и передают данные по ним в ОФД. «Эвотор» же пошел немного дальше: они на своем кассовом терминале предоставляют клиентам еще и всевозможные бизнес-приложения, которых сейчас сотни», — говорит Литвинов.

Не опоздать за рынком

Многие сервисы для онлайн-касс позволяют контролировать сотрудников удаленно. Например, владелец бизнеса может настроить в приложении «МойСклад» отправку уведомлений, которые будут показывать, во сколько кассир открыл смену. Подобная возможность есть и у «ПрофСалона». «Отслеживание времени, в которое сотрудник приходит на работу — довольно актуальная тема для небольших сервисных компаний, — отмечает Литвинов. — На сайте написано, что компания работает с 10:00, а сотрудники на самом деле приходят в 11:00–12:00. Часто такое происходит в сговоре с администраторами, и раскрыть обман сложно. А мобильное приложение уже не обманешь: придя на работу, сотрудник нажимает в связанном с кассой приложении специальную кнопку. Все отметки об опозданиях поступают в мобильное приложение владельца бизнеса».

Создатели приложения «МойСклад» отмечают, что они внимательно следят за изменениями законодательства и постоянно дорабатывают его функционал: «С 1 июля нужно будет выдавать два чека, если магазин берет предоплату. Это требование будет актуальным для многих интернет-магазинов, у которых есть предоплата на сайте, или некоторых офлайн-магазинов, где вы покупаете, например, дорогую плитку с предоплатой 20%. Возможность выдавать два чека мы сделали уже к 1 января», — говорит Рахимбердиев.

В течение года будет постепенно вводиться обязательная маркировка для некоторых категорий товаров. С января ей подлежит оборот ювелирных украшений, с 1 марта — табачные изделия, с июля добавится обувь, с декабря — весь парфюм, одежда, фотоаппараты, лампы-вспышки, шины и пневматические покрышки. «Надо будет сканировать коды всех этих товаров. Нужно, чтобы кассовое приложение умело с этим работать. Последние несколько месяцев мы добавляем новые возможности в нашей системе, чтобы соответствовать всем законам», — заключил Рахимбердиев.