Материал раздела Основной
Денис Кутергин
В это сложно поверить, но международному агрегатору такси Uber в этом году исполняется всего десять лет. Его название еще задолго до юбилея не только стало именем нарицательным, но и способствовало возникновению целых отраслей, дав импульс к появлению бизнес-моделей для тысяч стартапов. Название компании Uber сегодня обозначает целый класс новых бизнесов и процесс трансформации целых отраслей.
Уберизируется все — пассажиро- и грузоперевозки, доставка еды, товаров, сфера бытовых услуг, работа медиков, преподавателей, мастеров индустрии красоты. По сути, речь идет о новой модели потребления, и правила игры в ее рамках определяет не поставщик, который диктует условия и определяет сроки выполнения заказа, а клиент, желающий получить услугу или товар в удобное время в удобном месте и удобном формате. Такая модель требует от бизнеса мобильности и гибкости. Но далеко не все крупные игроки способны переформатировать устоявшиеся бизнес-процессы и оперативно подстроиться под новые потребности клиента.
Компания IBM опросила более 5,2 тыс. топ-менеджеров в 20 отраслях и 70 странах и выяснила, что 54% респондентов боятся уберизации. Компании опасаются, что новые небольшие и более гибкие конкуренты дестабилизируют их бизнес. С представителями «убер-лайк-экономики», чей бизнес построен на прямых пиринговых сделках между клиентами и поставщиками услуг, невозможно бороться привычным снижением цен или улучшением характеристик продукта. Кроме того, убер-стартапы получают огромные объемы венчурных инвестиций. В результате бороться с ними становится сложнее даже состоявшимся игрокам рынка, которые работают по старым бизнес-моделям.
Но, как говорится, не можешь предотвратить — возглавь! Крупные корпорации, которые осознали глобальный тренд, начинают скупать новых игроков с готовыми платформами и интегрировать их технологии в собственные бизнес-процессы.