Как сократить расходы на закупку стройматериалов на 25%
Существует два полностью противоположных подхода к снабжению. Первый — закупать все, что нужно для реализации проекта, от инвентаря до материалов, из которых производят бетон и панели. Так работали советские предприятия полного цикла — гигантские комбинаты, монстры, на базе которых возникли ДСК-1, ДСК-2, ныне обанкротившийся СУ-155. Все материалы закупали централизованно и завозили на склады, занимавшие по 10–15 Га. Потом кладовщики собирали партии под каждый конкретный объект, снова перегружали все на машины и отправляли материалы на стройку.
Такой подход позволяет экономить благодаря большим объемам закупок и полностью контролировать снабжение стройплощадки. Однако сегодня в Москве или Подмосковье содержать огромные складские помещения, целый штат сотрудников — это сложно и дорого.
Второй путь — отказ от такой системы аккумуляции снабженческих ресурсов в пользу более гибкой модели, когда компании разыгрывают тендер, в котором уже учтены и работы, и материалы, а закупки полностью берет на себя подрядчик. Но есть риск, что полученный строителями аванс уйдет на закрытие старых долгов, а до поставщика деньги так и не дойдут. В итоге девелопер может оказаться и без денег, и без материалов.
Мы решили попробовать объединить два подхода к снабжению, взяв из них лучшее: с одной стороны, экономию за счет объемов закупок и контролируемость, с другой — небольшие издержки на содержание штата и отказ от складских помещений. Эксперимент оказался успешным. Наша система живет уже шестой год, и такой универсальный и гибкий подход к закупкам вполне себя оправдывает.
Как мы экономим
Мы выбрали самые дорогостоящие материалы, которые занимают наибольший денежный вес в смете строительства. Так как мы строим монолитно-кирпичные дома, это бетон, арматура, кладочные материалы, трубы и так далее. Все то, что стоит дорого и иногда закупается за валюту. Плюс мы берем на себя отделочные материалы.