РБК Pro —  
информационный сервис для предпринимателей и управленцев. Первый месяц — бесплатно
РБК Pro
— сервис для вашего бизнеса. Зарегистрируйтесь и получите доступ ко всем материалам. Первые 30 дней бесплатно.

В ожидании рывка: что будет с рынком постаматов

Услуги Курьерские услуги Логистика Статьи РБК
По прогнозам QIWI, в ближайшие пять лет рынок постаматов в России вырастет в несколько раз. Директор по развитию логистической платформы Shiptor Андрей Лямин — о том, как развитие постаматных сетей повлияет на курьерские службы и отечественную логистику
Фото:Holger Hollemann / DPA / ТАСС
Фото: Holger Hollemann / DPA / ТАСС

Еще полвека назад футурологи думали, что к 2019 году роботы, если и не заменят людей, хотя бы возьмут на себя часть человеческих обязанностей. За это время мы привыкли к инновациям и, как обычно, все пропустили: роботы уже здесь. Они работают на заводах, водят наши машины и пилотируют самолеты. А такая простая технология, как постамат — по сути, автоматизированный шкаф со множеством ячеек, — может заменить компании курьера на последней миле.

Что происходит на рынке

В США и Европе постаматные сети давно стали естественным городским явлением. Например, в Германии постаматы компании DHL обслуживают 10% всей почты в рамках средних габаритов. В Россию эта логистическая инновация пришла в 2010 году вместе с компаниями PickPoint и Logibox. Позднее появились и другие сети: Pulse Express, InPost и петербургская TelePort. В 2016 году Logibox и польская InPost ушли с рынка — проекты сочли убыточными. Сегодня крупнейшим отечественным игроком считается PickPoint: с ним сотрудничает больше 5 тыс. интернет-магазинов.