РБК Pro —  
информационный сервис для предпринимателей и управленцев. Первый месяц — бесплатно

К каким новшествам при проверках властей пора готовиться ретейлерам

Ретейл Право Статьи MarketMedia
Что нужно знать компаниям, в том числе и ретейлерам, собирающим персональные данные клиентов, о риск-ориентированном подходе властей при проверке бизнеса в 2019 году

Обычно реакция российского бизнеса на изменения законодательства описывается народной мудростью «пока гром не грянет, мужик не перекрестится». Примерно так было, когда Государственная инспекция труда начала проводить проверки работодателей, используя риск-ориентированный подход, пишет в колонке на портале MarketMedia Андрей Алексейчук, юрист практики по интеллектуальной собственности/информационным технологиям «Качкин и Партнеры».

В ближайшее время этот же самый подход власти начнут применять при проверках компаний, которые собирают персональные данные. А это практически все компании, но особенно ретейлеры, заведения общепита, компании сферы семейного досуга, которые работают с персональными данными своих клиентов. И хотя риск-ориентированный подход пока не введен, знать о том, как он будет применяться, лучше заранее. А еще не лишним будет разобраться, что вообще происходит сейчас при проверках Роскомнадзора компаний, работающих с персональными данными.

Что такое риск-ориентированный подход

Риск-ориентированный подход применительно к проверкам, проводимым государственными органами, можно описать следующим образом. Вместо того, чтобы осуществлять проверки сплошным методом, например, по алфавиту, по номеру реестра, по дате регистрации, всем проверяемым лицам присваивается определенный класс (так называемый «класс опасности») в зависимости от наличия тех или иных критериев, повышающих вероятность нарушения обязательных требований законодательства. В отношении лиц с более высоким классом опасности проверки и иные контрольно-надзорные мероприятия проводятся чаще. В отношении лиц с наиболее низким классом опасности плановые проверки могут не проводиться совсем, а внеплановые — только по жалобам граждан.

Такой подход гораздо удобнее сплошного подхода к проверкам, при которых все поднадзорные субъекты проверяются с равной периодичностью. Причем данный подход выгоднее и государственному органу, осуществляющему проверки, поскольку усилия сосредотачиваются на субъектах, вероятность нарушения законодательства у которых выше, и самим поднадзорным субъектам, так как позволяет освободить от проверок лиц, ведущих деятельность в определенном сегменте с низким риском