РБК Pro —  
информационный сервис для предпринимателей и управленцев. Первый месяц — бесплатно
РБК Pro
— сервис для вашего бизнеса. Зарегистрируйтесь и получите доступ ко всем материалам. Первые 30 дней бесплатно.

Пианино до востребования: как запустить сервис хранения вещей

Услуги Недвижимость Склады Статьи РБК
По итогам прошлого года совокупная площадь складов индивидуального хранения (self-storage) в Москве выросла на треть. Как стартовать на этом рынке и на что стоит обращать внимание, рассказали основатели и управленцы трех российских компаний

Российский рынок складов индивидуального хранения начал развиваться в 2009 году. Его первопроходцами стали столичные компании Key Space (просуществовала менее года из-за проблем с собственником помещения), Mobius и «Складовка». Бизнес-идея проста: человек арендует на определенное количество месяцев ячейку, бокс или контейнер площадью от 0,5 до 30 кв. м и хранит там все, что не запрещает закон или правила конкретного арендодателя. Это может быть велосипед, сноуборд, автомобильные шины, мебель или пианино — все, для чего у клиента не нашлось места дома.

Бурно развиваться в России сервисы self-storage начали в 2017 году. Тогда, по данным международной консалтинговой компании Knight Frank, совокупная площадь складов индивидуального хранения в столице увеличилась на 35,4% (до 161,5 тыс. кв. м) по сравнению с 2016 годом, а их общее число достигло 65. За столичным рынком следует санкт-петербургский, где совокупная площадь складов, по подсчетам консалтинговой компании JLL, составила 20 тыс. кв. м, а количество площадок — восемь. Незначительные доли рынка приходятся на Казань, Пермь, Красноярск, Екатеринбург и другие города.

Рынок self-storage в России далеко не насыщен, считает Антон Михайлов, исполнительный директор появившейся в 2011 году компании SafeSpace. «Сравнивая даже лидирующий в России московский рынок с лондонским, где представлено более 300 складов индивидуального хранения, можно увидеть потенциал сегмента, — говорит он. — И если ниша классических складов успела стать конкурентной, то места для новых форматов еще очень много».

Другим распространенным форматом стало в России так называемое облачное хранение вещей, когда скарб клиента упаковывают и доставляют на склад и обратно. Им занялись такие сервисы, как «Чердак» и QB. В сентябре 2018 года «Чердаку» удалось привлечь на развитие $600 тыс. инвестиций от онлайн-сервиса уборки Qlean и президента Papa John`s в России Кристофера Уинна.

О том, как запустить сервис self-storage и каких ошибок следует остерегаться, РБК рассказали генеральный директор компании «Складовка» Оксана Телегина, исполнительный директор SafeSpace Антон Михайлов и основатели сервиса «Чердак» Константин Захаров и Мердан Дурдымурадов.