РБК Pro —  
информационный сервис для предпринимателей и управленцев. Первый месяц — бесплатно

Собянинский эффект: как благоустройство Москвы выходит ретейлерам боком

Недвижимость Ретейл Статьи РБК
Покупателей в торговых центрах Москвы становится меньше. Кто в этом виноват — стагнация экономики, онлайн-торговля или мода на здоровый образ жизни? Действительно ли москвичи теперь предпочитают гулять в парках, а не бродить по душным моллам?
Фото:Тимофей Яржомбек для РБК
Фото: Тимофей Яржомбек для РБК
Посещаемость московских торговых центров падает второй год подряд, и если говорить о катастрофе рано, то задуматься о возможном кризисе необходимо и ретейлерам, и операторам недвижимости. Итак, аналитики приблизительно оценивают, что трафик в моллах в последние пару лет скудеет на 5%. По оценкам компании Watcom, Shopping Index (динамика активности потенциальных потребителей) в московских моллах снизился в 2017 году по сравнению с 2016-м на 6,8%, а в 2018-м (YTD до середины декабря) — на 5,4%. При этом в Санкт-Петербурге, напротив, в 2017 году был отмечен рост Shopping Index на 3,3%, а в 2018-м — на 0,5%.

Роман Скороходов, президент Watcom Group

«На Shopping Index влияют два вида факторов: количество и ввод нового предложения (факторы конкуренции) и экономические, которые выражаются в изменении уровня доходов и покупательской способности населения. В Москве за последние несколько лет был более высокий уровень ввода нового предложения, нежели в Санкт-Петербурге, что повлияло на бóльшую динамику показателя. Московский рынок, в принципе, как рынок, прошедший наиболее долгий путь эволюции форматов торговли и каналов продаж, характеризуется более высокой конкуренцией, что приводит к снижению уровня Shopping Index. Также в Москве может проявляться эффект высокой базы, мы наблюдаем более сильную динамику снижения, что также связано с изначально высоким уровнем Shopping Index».

Торговых центров стало слишком много и они начали надоедать?

Москва не является лидером России по насыщенности моллами. По данным Knight Frank, по итогам третьего квартала этого года обеспеченность жителей столицы качественными торговыми площадями составила 501,4 кв. м на тысячу жителей. По этому показателю она находится на пятом месте среди российских городов-миллионников, отставая от Екатеринбурга (671 кв. м на тысячу человек), Самары (616 кв. м), Санкт-Петербурга (528 кв. м) и Нижнего Новгорода (519 кв. м).