Офлайн-магазин без кассиров — это логичное продолжение мирового тренда. По улицам США катаются беспилотные автомобили и такси, а пиццу можно заказать с доставкой дроном. Мы видели магазины, которые работают без кассира и продавца, только в них используется множество дорогостоящих камер и систем. И решили сделать решение дешевле и доступнее.
Как мы делали магазин без кассиров
Поделим наше готовое решение на составляющие и расскажем в деталях.
1. Турникет. Увидев цену от сторонних производителей в €10 тыс., решили не торопясь собрать сами. Корпус заказали на местном производстве. Датчики и двигатели привезли из России и Белоруссии и устанавливали самостоятельно. Двигатели рассчитаны на усилие до 300 кг, так что надавить на дверцы и пройти не выйдет. Подыскали инженера, который создал под это плату — эти этапы обошлись нам примерно в $3 тыс.
2. RFID-метки. Это наклейка размером 5×5 см с встроенным внутрь датчиком, откуда считываются данные через радиосигнал. Заказали такие у производителя в Испании. Первая поставка вышла дорогой — $0,3 за штуку. Метку мы фиксируем на каждом товаре, когда он приезжает на склад: сканируем штрихкод позиции (для этого у нас тоже есть специальное ПО), а принтер печатает уникальную метку. Прочно закрепляет ее на товар.
3. Антенны. В турникет по контуру вмонтировали антенны, тем самым превратив его в подобие металлодетектора в аэропортах. Когда товар с меткой проносят через турникет-контур, система передает сигнал с информацией о данном товаре и человеке, с которого нужно списать средства за его покупку.
4. Два сканирующих модуля QR-кодов. Один установили на входе и такой же на выходе.
Далее начали писать программное обеспечение. Мы подключили наши существующие разработки по автоматизации интернет-магазина и дописали много строк нового кода.
По истории с софтом следует рассказать больше, поскольку это основа всей технологии. Что нам понадобилось сделать?
- Выстроить логику работы системы с базой данных нашего интернет-магазина.
- Закодировать метки и установить антенны, которые улавливают сигналы от меток. Калибровка чувствительности антенн крайне важна — от них система получает всю информацию о происходящем в магазине. Товары с металлическими элементами вызывали помехи при срабатывании меток. У нас ушло много времени на настройку и тестирование, после чего турникет смог четко различать такие товары.
- Разработать клиентскую программу. Для существующего приложения онлайн-магазина нужно было только добавить экран с QR-кодом и настроить привязку банковской карты.
- Разработать серверную часть. Написаны еще сотни строк кода по считыванию и логике списания средств. Например, ситуация, когда человек пытается зайти без привязанной карты. Или на карте недостаточно средств — тогда система не пропустит его в магазин до оплаты. Все варианты должны быть предусмотрены и описаны кодом, чтобы произошло корректное списание средств или покупатель получил нужное уведомление.
- Разработать ПО для турникета. Переписывали два раза, но сделали. Приоритет был определен на корректную работу двигателей. Механизм должен открываться в правильную сторону, а датчики вовремя открывать и закрывать двери так, чтобы случайно не хлопнуть покупателя по ногам. Процесс заканчивается считыванием QR-кода и передачей информации на сервер.
- Настроить рекуррентные (автоматические) платежи. Сотрудничали с нашей платежной системой. Как выяснилось, банки неохотно подключают эту опцию — все дело в рисках. Например, у покупателя могут украсть смартфон и делать покупки в приложениях, где привязана карта.
На настройку оплаты, «как в Uber», нам понадобилось три недели работы. Две на переговоры и еще неделя на доработку.