РБК Pro —  
информационный сервис для предпринимателей и управленцев. Первый месяц — бесплатно
РБК Pro
— сервис для вашего бизнеса. Зарегистрируйтесь и получите доступ ко всем материалам. Первые 30 дней бесплатно.

Сколько стоит открыть магазин без касс

Ретейл Цифровизация Кейсы РБК
Недавно в Минске открылся магазин, который работает без продавцов, а для совершения покупок нужен только смартфон. Основатель магазина Егор Карпович рассказал РБК, как открыть полностью автоматизированный магазин и сколько это стоит

Офлайн-магазин без кассиров — это логичное продолжение мирового тренда. По улицам США катаются беспилотные автомобили и такси, а пиццу можно заказать с доставкой дроном. Мы видели магазины, которые работают без кассира и продавца, только в них используется множество дорогостоящих камер и систем. И решили сделать решение дешевле и доступнее.

Как мы делали магазин без кассиров

Поделим наше готовое решение на составляющие и расскажем в деталях.

1. Турникет. Увидев цену от сторонних производителей в €10 тыс., решили не торопясь собрать сами. Корпус заказали на местном производстве. Датчики и двигатели привезли из России и Белоруссии и устанавливали самостоятельно. Двигатели рассчитаны на усилие до 300 кг, так что надавить на дверцы и пройти не выйдет. Подыскали инженера, который создал под это плату — эти этапы обошлись нам примерно в $3 тыс.

2. RFID-метки. Это наклейка размером 5×5 см с встроенным внутрь датчиком, откуда считываются данные через радиосигнал. Заказали такие у производителя в Испании. Первая поставка вышла дорогой — $0,3 за штуку. Метку мы фиксируем на каждом товаре, когда он приезжает на склад: сканируем штрихкод позиции (для этого у нас тоже есть специальное ПО), а принтер печатает уникальную метку. Прочно закрепляет ее на товар.

3. Антенны. В турникет по контуру вмонтировали антенны, тем самым превратив его в подобие металлодетектора в аэропортах. Когда товар с меткой проносят через турникет-контур, система передает сигнал с информацией о данном товаре и человеке, с которого нужно списать средства за его покупку.

4. Два сканирующих модуля QR-кодов. Один установили на входе и такой же на выходе.

Далее начали писать программное обеспечение. Мы подключили наши существующие разработки по автоматизации интернет-магазина и дописали много строк нового кода.

По истории с софтом следует рассказать больше, поскольку это основа всей технологии. Что нам понадобилось сделать?

  1. Выстроить логику работы системы с базой данных нашего интернет-магазина.
  2. Закодировать метки и установить антенны, которые улавливают сигналы от меток. Калибровка чувствительности антенн крайне важна — от них система получает всю информацию о происходящем в магазине. Товары с металлическими элементами вызывали помехи при срабатывании меток. У нас ушло много времени на настройку и тестирование, после чего турникет смог четко различать такие товары.
  3. Разработать клиентскую программу. Для существующего приложения онлайн-магазина нужно было только добавить экран с QR-кодом и настроить привязку банковской карты.
  4. Разработать серверную часть. Написаны еще сотни строк кода по считыванию и логике списания средств. Например, ситуация, когда человек пытается зайти без привязанной карты. Или на карте недостаточно средств — тогда система не пропустит его в магазин до оплаты. Все варианты должны быть предусмотрены и описаны кодом, чтобы произошло корректное списание средств или покупатель получил нужное уведомление.
  5. Разработать ПО для турникета. Переписывали два раза, но сделали. Приоритет был определен на корректную работу двигателей. Механизм должен открываться в правильную сторону, а датчики вовремя открывать и закрывать двери так, чтобы случайно не хлопнуть покупателя по ногам. Процесс заканчивается считыванием QR-кода и передачей информации на сервер.
  6. Настроить рекуррентные (автоматические) платежи. Сотрудничали с нашей платежной системой. Как выяснилось, банки неохотно подключают эту опцию — все дело в рисках. Например, у покупателя могут украсть смартфон и делать покупки в приложениях, где привязана карта.

На настройку оплаты, «как в Uber», нам понадобилось три недели работы. Две на переговоры и еще неделя на доработку.