РБК Pro —  
информационный сервис для предпринимателей и управленцев. Первый месяц — бесплатно
РБК Pro
— сервис для вашего бизнеса. Зарегистрируйтесь и получите доступ ко всем материалам. Первые 30 дней бесплатно.

Пиво без водки: что будет с алкогольным рынком России

Пищевая промышленность Виноделие и пивоварение Статьи РБК
Можно ли говорить о падении водочного царства и по какому сценарию развивается алкогольный рынок России — польскому или индийскому, рассказал «РБК Отрасли» Иван Безденежных, эксперт по исследованиям в категориях «алкогольные напитки» и «пиво» Ipsos Comcon
Фото:Тимофей Яржомбек
Фото: Тимофей Яржомбек

Со времени, когда процесс дистилляции стал широко известен европейцам, а именно с XVI века, Россия относится к странам так называемого северного типа потребления алкоголя, когда среди потребляемых напитков доминирует крепкий алкоголь.

В случае с Россией, ни для кого не сюрприз, этот напиток — водка. «Водочку пьем, водочку льем, водочкой только живем», — поется в популярной русской песне. Потребление водки по ситуации и по желанию дополняется пивом. В советские времена этот «северный» тип потребления в России отличался следующими специфическими моментами.

1. Неизвестность мировых брендов и целых категорий крепких напитков: виски, ром, джин, текила. Советская власть строго оберегала граждан СССР от соблазна капитализма.

2. Значительная доля дешевого сладкого вина местного производства и сомнительного качества. Чаще всего вино по какому-либо поводу потреблялось женщинами, но не игнорировалось и без всякого повода мужчинами.

3. Абсолютное доминирование домашнего потребления алкоголя (off-trade) в силу неразвитости on-trade-канала (точки, где происходит непосредственное потребление товара) и относительно низких доходов населения. Коммунисты за 70 лет не смогли ничего поделать с водкой, но изничтожили легендарный русский кабак.

Радикальные перемены, начавшиеся после падения эпохи коммунизма, неизбежно затронули и такую важную для русских часть жизни, как алкоголь. Рынок и модели потребления стали стремительно меняться. Изменения могут быть поделены на три этапа: 1992 год — середина 2000-х, середина 2000-х годов — 2014-й, 2014 год — настоящее время. В новом формате потребления, который складывается сейчас, образуются и новые сценарии. Бренды заинтересованы в том, чтобы не совершать ошибок.