Перспективы в дыму: что происходит на табачном рынке после турбулентности
Российский табачный рынок — один из самых больших в мире
Табачный рынок России достаточно сильно отличается от большинства рынков европейских стран. Во-первых, он характеризуется достаточно высокой пенетрацией категории (более трети населения курит сигареты фабричного производства хотя бы время от времени) и высоким ежедневным потреблением (около 16 сигарет в день, по данным исследования «РосИндекс», проведенного компанией Ipsos Comcon во втором полугодии 2017 года), что с учетом численности населения делает российский рынок одним из самых больших в мире.
Во-вторых, в силу географических особенностей и размера страны табачная категория, как, безусловно, и многие другие категории в России, имеет региональную специфику. Так, на Дальнем Востоке в силу близости к Японии и другим азиатским странам популярны такие марки сигарет, о которых в Москве почти никто не знает.
В последнее время табачная категория в России, как и многие другие, прошла через турбулентность, связанную с начавшимся в 2014 году экономическим кризисом; но если на все остальные товарные категории в первую очередь повлияли инфляция и изменение курса валют, то на стоимость сигарет дополнительно повлиял рост акцизов. Это в совокупности привело к существенному удорожанию табачных изделий за последние годы. Достаточно сказать, что если несколько лет назад сигареты стоили в разы дешевле, чем в Европе, то сейчас, если считать затраты на них как долю от дохода, она соответствует уровню Германии.