РБК Pro —  
информационный сервис для предпринимателей и управленцев. Первый месяц — бесплатно

Не только плюсы: чем грозит уберизация рынка одежды модным брендам

Ретейл Одежда и обувь Цифровизация Статьи РБК
Генеральный директор агентства Fashion Consulting Group Анна Лебсак-Клейманс разобралась, как рост популярности маркетплейсов влияет на рынок и чем это опасно для традиционных ретейлеров

Маркетплейс — один из наиболее агрессивно растущих форматов интернет-торговли. За последние три года многие ведущие мультибрендовые онлайн-ретейлеры сократили или полностью отказались от собственной закупки товара и перешли на бизнес-модель маркетплейса. Если в 2013 году на таких площадках было совершено 23% покупок (данные Forrester Research), то в 2017-м — уже 40% (данные Euromonitor International). Согласно прогнозам компании Coresight, рост выручки маркетплейсов в мировом масштабе за пять лет (с 2017-го по 2022 год) составит более 100%, а его доля превысит две трети от всего рынка интернет-торговли. Согласно Национальной ассоциации дистанционной торговли (НАДТ), в России продажи через торговые площадки уже занимают ведущую позицию, и с 2016 года более двух третей всех товаров повседневного спроса продается через маркетплейсы и товарные агрегаторы либо при их участии.

Масштаб, разнообразие, скорость

Принципиальное отличие маркетплейса от обычного онлайн-магазина в том, что он не вкладывает свои средства в товарный запас, а обслуживает «встречу» товара и покупателя на виртуальной площадке. Поскольку задача площадки — увеличить количество сделок-покупок, каждая из которых приносит ей комиссионное вознаграждение, их ключевая стратегия — «наращивание вала» за счет увеличения трафика товаров от брендов-поставщиков и трафика посетителей.

Так как маркетплейс не вкладывает собственных оборотных средств в товар, у него нет ресурсных ограничений для расширения предложения, а современные логистические ИТ-решения позволяют обслужить одновременно огромное количество клиентов. В результате такие площадки предлагают самый широкий выбор: здесь можно найти одежду и обувь для любых ситуаций в жизни на разный кошелек — от бюджетного до премиального. Кроме того, благодаря масштабу маркетплейсы — первые в рейтингах известности и в результатах поиска, и это также увеличивает покупательский поток.

Одним из ключевых факторов успеха в ретейле сегодня становится скорость в решении задачи сделать покупку. Именно маркетплейсы предоставляют покупателям удобные инструменты и сервисы для эффективного поиска, быстрой фильтрации и наглядного сравнения цен и качества товаров. Например, маркетплейсы первыми внедряют новую технологию виртуальных стилистов.