РБК Pro —  
информационный сервис для предпринимателей и управленцев. Первый месяц — бесплатно
РБК Pro
— сервис для вашего бизнеса. Зарегистрируйтесь и получите доступ ко всем материалам. Первые 30 дней бесплатно.

Как войти в систему tax free

Туризм Ретейл Продажи Статьи РБК
Перед Чемпионатом мира по футболу в России впервые заработала система tax free. Пока экономить 12% от суммы чека иностранцы могут лишь в некоторых магазинах, но уже с нового года ворота в систему должны распахнутся для всей российской розницы

Закон о tax free (вносящий изменения в Налоговой кодекс, позволяющие внедрить систему компенсации НДС иностранцам при вывозе купленных в России товаров), ФЗ-341, принят в конце ноября прошлого года, а в основной своей части вступил в силу с 1 января 2018-го.

Идея, предложенная правительством РФ, в том, чтобы стимулировать рост турпотока из дальнего зарубежья и — вслед за этим — розницу. Инициатива, как предполагают авторы закона, обойдется федеральному бюджету в сумму до 200 млн руб. ежегодно, помимо того, расходы понесут федеральные таможенная (50 млн руб. на введение системы, включая электронный документооборот) и налоговая (более 200 млн руб. единовременно и почти 95 млн руб. ежегодно) службы.

Сейчас идет испытательный срок, пилотный проект: составлен довольно сжатый перечень торговых организаций, включенных в систему на первом этапе, Минпромторг своим внутренним приказом (№ 416 от 12.02.2018.) утвердил порядок рассмотрения заявлений об участии в ней. Впрочем, в приказ Минпромторга уже готовятся поправки.

Ставка НДС в России — 18%. По информации участников рынка, возврат НДС покупателям не будет полным: он не превысит 12% от стоимости покупки, а остальное пойдет на оплату расходов оператора программы.

Ничего подобного в России раньше не было, однако многие российские граждане с этой системой прекрасно знакомы, возвращая — целиком или частично — НДС с покупок, совершенных за рубежом. Теперь и у нас покупатель, нерезидент ЕАЭС, может, совершив покупки более чем на 10 тыс. руб. в одном магазине в течение дня, оформить чек tax free, на погашение (таможенная отметка на этом чеке) которого при выезде из России отводится три месяца. Подакцизные товары — за скобками, к тому же правительство вправе в дальнейшем устанавливать иные ограничения попадающего в систему tax free ассортимента. Покупки до пересечения границы не вскрывать; упаковку не нарушать; компенсацию можно получить в течение года, но удобнее, конечно, в пункте возврата на границе.

Юлия Польманн, партнер Market Entry Atelier:

«На фоне ослабления курса рубля по отношению к иностранным валютам Россия стала одной из самых привлекательных стран для туристов, особенно для любителей выгодного шопинга. Российские власти, как и ретейлеры, задумались над методами стимулирования туристического потока в страну. В итоге одним из таких способов стало поэтапное введение tax free. Сумма возврата в разных странах варьируется от 7 до 27%. Это удобный инструмент стимулирования потребительского спроса, применяемый во многих странах. Россия сейчас активно работает над привлечением иностранных туристов, а tax free — достойное конкурентное преимущество».

Дмитрий Караваев, генеральный директор «Рент-Инвест»:

«Система tax free уже давно распространена по всему миру, и внедрение ее в России позволит сделать новый шаг к популярности у международных туристов. Несмотря на то что НДС в ряде стран существенно превышает отечественный, это все равно необходимая инициатива. Количество туристов после чемпионата мира в любом случае возрастет — как минимум в Москве и Петербурге, а tax free поможет иностранцам ориентироваться на европейские стандарты. Безусловно, потребуется немало усилий для внедрения такой системы — это и специальные кассы в аэропортах, и учет ретейлеров, ведь даже в Европе существуют отдельные метки, означающие наличие tax free в конкретном магазине».

Все эти детали и нюансы — электронный документооборот, открытие пунктов, расширение списка городов и магазинов в них и т. д. — и предстояло отладить до октября, но 6 июня на Неделе российского ретейла глава Минпромторга, похоже, сдвинул сроки: «Мы запустили в пилотном режиме в 12 городах систему tax free, после ее обкатки с 2019 года мы планируем распространять ее на всю страну», — заявил он.

Анна Петухова, директор по маркетингу ТРЦ «АФИМОЛЛ-Сити»:

«Ведущие моллы, в особенности концепции downtown и outlet, безусловно, заинтересованы поддержать программу tax free, так как это еще один сервис для торгового центра и определенный статус для потребителя. С учетом растущего туристического трафика это предложение будет влиять на принятие решения, куда пойти и какой молл выбрать. Что касается ретейлеров, то их заинтересованность в таком механизме достаточно высока: это особенно касается сегментов премиум, бьюти, электроники, ювелирных украшений».

Юлия Джанибекова, руководитель направления онлайн-маркетинга покровского ювелирного завода Pokrovsky Jewelry:

«Есть стереотип, что иностранные туристы покупают в России только водку, икру и матрешек. И это так, если говорить о среднестатистическом туристе. Но есть те, которые приезжают в Россию, чтобы потратить круглую сумму на вещи премиум-класса. Покупают ювелирные украшения, черную икру, меха, и мы как производители ювелирных украшений ориентируемся на таких покупателей. Конечно, наша компания планирует принять участие в программе tax free. Мы надеемся, что в скором времени программа расширится в географии и охватит регионы России».

Сейчас говорить о расширении географии преждевременно. Первоначально рассматриваемый список лишился таких городов, как Сочи, Адлер, Нижний Новгород, Калининград, Владивосток и Артем — вполне подходящие места для концентрации туристических потоков. До последнего времени говорили лишь о Москве, подмосковном Красногорске и Петербурге, однако накануне чемпионата мира успели расширить список, вернув в него Нижний Новгород, Сочи и Калининград и добавив остальные города — хозяева мундиаля: Волгоград, Саранск, Ростов-на-Дону, Казань, Самару и Екатеринбург. Именно чемпионат и станет испытательным полигоном российской системы tax free.

Перечень критериев, по которым Минпромторг будет в этом году включать магазины в пилотный проект, утвержден майским постановлением федерального правительства № 557, вносящим поправки в предыдущее, февральское. Там же приведен актуальный список адресов торговых точек. Критерии вкратце просты: справка из налоговой об отсутствии долгов, полученная в течение 30 дней до подачи заявления, стаж работы от двух лет и расположение по одному из перечисленных адресов. Получается, что какие бы списки ни формировало министерство, в любом случае магазин не получит доступ в систему российского tax free до очередного постановления правительства, расширяющего адресный список. И такая ситуация сохранится вплоть до 31 декабря 2018 года.

Не исключено, что за это время выстроится приличная очередь. Оператор Global Blue приводил данные о том, что в 2016 году мировой оборот магазинов tax free составил €21 млрд, а к возврату было предъявлено чеков на €30 млн с лишним — примерно на €3 млн больше, чем годом ранее, то есть динамика положительная. Однако это не самый серьезный аргумент для ретейлеров. Гораздо интереснее выглядят другие цифры.

Из Китая с любовью

Александр Шабуркин, руководитель аналитического проекта Rough&Polished:

«Из потраченного в 2016 году иностранными туристами в Москве $1 млрд с наиболее заметной долей расстались китайцы, — говорит, — которые наиболее активны в приобретении товаров и сувениров. Тогда в Россию въехали 1,2 млн китайских граждан в качестве туристов, а год спустя их побывало на 20% больше. А tax free для них станет очень привлекательным сервисом, в результате чего поток туристов из Китая может еще возрасти».

Юлия Джанибекова, руководитель направления онлайн-маркетинга покровского ювелирного завода Pokrovsky Jewelry:

«Мы уже несколько лет развиваем экскурсионное направление по нашему производству и довольно часто принимаем на своем предприятии экскурсионные группы, путешествующие по Золотому кольцу России. Среди них много интуристов. И наибольший интерес к нашей ювелирной продукции проявляют туристы из Китая».

Наталья Мильчакова, заместитель директора аналитического департамента инвесткомпании Alpari:

«Всемирная туристическая организация в прошлом году подсчитала, что в 2016 году на Россию пришлось всего 1,7% от расходов иностранных туристов на покупки, в то время как Испания забирала себе почти 14% расходов, а Великобритания — почти 10%. При этом максимальная доля расходов иностранцев в Европе приходилась на Китай, а на первом месте по посещаемости среди китайских туристов была Россия. Таким образом, существует определенный перекос: китайских туристов, за которых борется Европа, у нас больше всего, а тратят китайцы у нас не так много, как могли бы. Кстати, именно от китайцев можно будет ожидать, что в период ЧМ по футболу среди них найдется немало туристов, которые одних сувениров с российской и советской символикой накупят на 10 тыс. руб. и даже больше».

Выправить этот перекос — довольно амбициозная задача, и ориентация на китайцев, похоже, станет трендом на ближайшие годы.

Юлия Польманн, партнер Market Entry Atelier:

«Лидеры по въезду в нашу страну, китайцы, большие любители шопинга: по подсчетам туристической ассоциации «Мир без границ», 60% бюджета поездки китайские туристы тратят на покупки, — рассуждает — Если учесть, что НДС будет возвращаться только с суммы покупки, превышающей 10 тыс. руб., то можно прогнозировать и рост среднего чека туристов».

Причем это уже мировой тренд: премиальные бренды прилагают огромные усилия, чтобы привлечь и удержать клиентов из Китая. Именно покупатели из Поднебесной сгенерировали 46% мирового товарооборота люксовой продукции в 2015 году. Значительная разница в стоимости предметов роскоши в Китае и, к примеру, в Европе (в феврале 2016 года разрыв в средней цене составлял около 37%) подталкивает китайцев покупать дорогие вещи за рубежом. Компании калибра Chanel или Hugo Boss работают над тем, чтобы сократить эту ценовую дистанцию, но проблема по-прежнему актуальна.