Подписка на РБК Pro
Мы запустили новый информационный сервис для предпринимателей и управленцев. Первый месяц — бесплатно.
«РБК Pro» — это уже не новости.
Новый информационный сервис для вашего бизнеса - первый месяц бесплатно

Тотальная маркировка товаров: как на ней заработать

Право Маркетинг Прогнозы РБК
Правительство РФ к 2024 году хочет добиться маркировки всех производимых в стране товаров. «РБК. Отрасли» узнали, как устроен рынок маркировки, каким образом бизнес сможет экономить на логистике и какие новые возможности откроются для цифрового маркетинга
Фото: Тимур Зима

Правовое предисловие

В январе 2018 года президент РФ Владимир Путин подписал поправки в два закона:

  • «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ»;
  • «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа».

Поправки наделяют правительство РФ следующими полномочиями:

  • вводить код товара в кассовые чеки и бланки отчетности;
  • определять группы товаров, которые подпадают под обязательную маркировку;
  • определять организации, которые будут обязаны заниматься маркировкой товаров.

Правительство в апреле 2018 года определило перечень десяти групп товаров, которые подлежат обязательной маркировке:

с 1 марта 2019 года:

  • табачная продукция;

с 1 июля 2019 года:

  • обувные товары;

с 1 декабря 2019 года:

  • духи и туалетная вода;
  • новые шины, резиновые пневматические покрышки;
  • предметы одежды, включая рабочую одежду, изготовленные из натуральной или композиционной кожи;
  • блузки, блузы и блузоны трикотажные машинного или ручного вязания, женские или для девочек;
  • пальто, полупальто, накидки, плащи, куртки (включая лыжные), ветровки, штормовки и аналогичные изделия мужские или для мальчиков;
  • пальто, полупальто, накидки, плащи, куртки (включая лыжные), ветровки, штормовки и аналогичные изделия женские или для девочек;
  • белье постельное, столовое, туалетное и кухонное;
  • фотокамеры (кроме кинокамер), фотовспышки и лампы-вспышки.

Единым оператором системы маркировки и отслеживания товаров выбрана компания ООО «Центр развития перспективных технологий» (ЦРПТ).

Собственники ЦРПТ:

  • 50% — «Петер-сервис» (USM Holdings, совладельцем которого является Алишер Усманов);
  • 25% — концерн «Автоматика» (госкорпорация «Ростех»);
  • 25% — «Элвис+ групп».

Введение маркировки в ближайшие годы должно проходить в два этапа:

  • эксперименты и начало обязательного введения маркировки производимых в России товаров;
  • маркировка импортных товаров.

Зачем нужна маркировка

Национальная система цифровой маркировки создается для «построения в стране экономики доверия», сообщили в ЦРПТ. В представлении сотрудников компании система приведет к следующим результатам:

  • потребитель будет защищен от подделок, контрафакта, повысится уровень защиты здоровья граждан;
  • легальный бизнес получит рост доли рынка и выручки за счет ухода с рынка недобросовестных производителей, который произойдет в связи с запретом оборота немаркированной продукции;
  • государство получит «совершенно прозрачный рынок» и возможность контролировать движение товаров в онлайн-режиме. В результате это приведет к росту собираемости налогов.

Где и как будет наноситься маркировка

Представители розничных сетей указывают на неопределенность этого момента. В Metro Cash&Carry считают, что в принятых правительством документах данный вопрос никак не отрегулирован.

«По общему правилу, исходя из нашего опыта, нанесение маркировки должно происходить на этапе производства. При импорте возможен вариант, при котором товар маркируется до прохождения таможенного контроля на территории РФ на специально оборудованной площадке, как сейчас происходит оклеивание импортируемого алкоголя акцизными марками. Что касается торговых сетей, то они при необходимости будут наносить маркировку на логистические единицы — например, на палету, если на ней объединяются несколько упаковок товара. В Metro данный процесс автоматизирован», — сообщили в Metro Cash&Carry.

В ЦРПТ сообщили:

  • поскольку суть маркировки заключается в возможности отследить весь путь товара, наноситься она должна на этапе производства либо во время ввоза товара в Россию;
  • маркировка может наноситься как вручную, так и автоматизированно. Это зависит от скорости производства и технических возможностей линий.

Что уже маркируется

На фоне планов по введению обязательной маркировки десяти групп товаров в 2019 году в России уже проводятся эксперименты по полной или частичной маркировке товаров — меховых изделий, лекарств и сигарет.

  • Одежда и прочие изделия из меха маркируются с апреля 2016 года. Оператором проекта является ФНС.
  • Лекарственные препараты в качестве эксперимента маркируются с февраля 2017 года. Оператором также является ФНС, однако фактически маркировкой занимается ЦРПТ.
  • Сигареты маркируются с января 2018 года. Оператором является частная компания ООО «Оператор-ЦРПТ» (дочерняя структура ЦРПТ).

Какие товары вскоре начнут маркировать в качестве эксперимента:

  • Драгоценные металлы, камни и изделия из них начнут маркировать с июня 2018 года. Оператором выбран «Гознак».
  • Обувные товары начнут маркировать с июня 2018 года. Займется этим ООО «Оператор-ЦРПТ».

Как выглядит процесс маркировки

Средство маркировки для большинства групп товаров определяет Минпромторг (пример подобного определения). Пока ведомство применяет такое средство в отношении тех товаров, которые маркируются в качестве эксперимента. Табачная продукция и лекарства сейчас маркируются с помощью Data Matrix — двухмерного штрихкода, представляющего собой совокупность черно-белых пикселей (внешне он похож на известный владельцам смартфонов QR-код). Поскольку это один из самых дешевых видов маркировки, предполагается, что он будет распространен на большинство видов товаров.

В случае с сигаретами процесс маркировки выглядит следующим образом:

  • ЦРПТ выдает участникам эксперимента (табачные компании BAT, JTI и PMI) железные коробки, внутри которых находится компьютер, генерирующий новые коды. На этапе эксперимента эти компьютеры выдавались компаниям бесплатно.
  • На производственной линии устанавливается лазерный принтер, который выжигает код Data Matrix на каждой пачке сигарет, на блоке и на транспортном коробе. Скорость маркировки соответствует скорости работы производственных линий — до 1 тыс. пачек в минуту. Такие принтеры компании закупили и установили на своих фабриках в Петербурге и Ленобласти — «БАТ-СПб» в Конной Лахте, «JTI-Петро» на Петергофском шоссе и «Филип Моррис Ижора» в промзоне Горелово.
  • Код сканируется обычными 2D-сканерами, которые и так есть у табачных фирм, когда товар отгружается дистрибьюторским компаниям (ГК «СНС» в случае с BAT и «Мегаполис» в случае с JTI и PMI). Результаты сканирования вносятся в электронный универсальный передаточный документ (который всегда заполняется при отгрузке товаров) и поступают в ЦРПТ.
  • Следующий этап сканирования — при доставке товара в магазин. Код повторно сканируется, и данные вновь отправляются в ЦРПТ.
  • Последний этап — сканирование на кассе. Большинство 2D-сканеров, которые есть в розничных сетях, позволяют сканировать код Data Matrix. Кроме того, многие сейчас переходят на онлайн-кассы, которые тоже имеют такой функционал. При сканировании на кассе информация о товаре вносится в фискальный документ, направляется оператору фискальных данных (список таких операторов на сайте ФНС), который отправляет данные в информационную систему ЦРПТ.
  • Розничные потребители с помощью мобильного приложения (которого пока нет) смогут просканировать код и узнать дату изготовления и весь путь товара от завода до магазина.

Максим Курганский, руководитель отдела «БАТ Россия» по противодействию нелегальному обороту табачной продукции:

«В ходе первого этапа пилотного проекта мы оснастили оборудованием для нанесения маркировки одну производственную линию и 26 марта выпустили первую партию 240 коробов сигарет марки Rothmans со специальным кодом.

Предполагается, что пилотный проект продлится до декабря 2018 года, и уже в марте 2019-го маркировка должна быть внедрена на всех табачных фабриках России. Это сжатые сроки и очень большие риски для бизнеса.

Возможности поставщиков необходимого оборудования ограничены. Чтобы табачные компании успели внедрить маркировку к 1 марта 2019 года, необходимо разместить заявки на поставки оборудования до конца мая 2018 года — без окончательно утвержденной методики и системы маркировки.

Если заказывать оборудование после утверждения результатов пилотного проекта и окончательной конфигурации системы, то внедрить маркировку на всех фабриках можно будет только в июле-августе 2019 года, как изначально и предполагалось.

Поэтому важно, чтобы те решения, которые сейчас тестируются, утверждались без серьезных дополнений и изменений. В случае внесения изменений в текущую схему маркировки индустрия и все участники процесса понесут огромные потери и будут вынуждены сдвигать сроки запуска».

Комментарий ЦРПТ:

«Вся информация об участниках оборота товара, используемых ими кодах маркировки и статусе нахождения продукции хранится в общей информационной системе маркировки и прослеживания. Оператор гарантирует конфиденциальность коммерческой информации. Доступ к хранящейся в системе информации получают федеральные органы государственной власти по протоколам и в объемах, определенных в нормативно-правовых актах. ЦРПТ использует российские криптографические технологии, благодаря этому цифровой код защищен от копирования и похищения.

Информацию о нанесении, движении, выводе из оборота цифрового кода передает участник эксперимента через личный кабинет на сайте системы, загружая информацию из учетных систем через открытые программные интерфейсы или через электронный документооборот. Например, информация из оптового звена о смене владельца товара передается через универсальные передаточные документы в том виде, в каком их сейчас уже используют участники рынка. Документы содержат информацию о конкретных кодах маркировки, а информация о выводе из оборота фиксируется онлайн-кассами и передается в систему и в ФНС.

Внесение информации в электронные документы в логистике и рознице осуществляется с помощью стандартного 2D-сканера, которым уже оборудовано большинство складов и магазинов. Практически любой сканер может быть настроен на чтение двухмерного цифрового кода.

Система не влияет на операционные процессы бизнеса и не требует заметных инвестиций. Этого удалось достичь благодаря анализу технических платформ участников текущих экспериментов и консультаций с бизнес-сообществом».

Как маркировка сигарет повлияет на цены