Материал раздела Основной

Как управлять бизнесом в разгар пандемии

С 11 марта в мире объявлена пандемия коронавируса. Миллионы сотрудников работают удаленно. Подорвано благополучие целых отраслей — от fashion-ретейла до авиаотрасли. Как управлять бизнесом в разгар пандемии — читайте в подборке РБК Pro
Фото: Simon Dawson / Reuters
Фото: Simon Dawson / Reuters

Как не пойти на дно

Некоторые компании сейчас стараются переждать вирус. Однако опыт Bain говорит о том, что философия «подождем — увидим» часто оказывается разрушительной в периоды неопределенности. Аналитики Bain дают топ-менеджерам компаний пять советов по поводу того, что им стоит сделать прямо сейчас.

  1. Начиная действовать, помните о конечной цели.
  2. Защитите сотрудников.
  3. Позаботьтесь о финансах.
  4. Реагируйте на изменения.
  5. Инвестируйте на перспективу.

Аналитики поясняют, как следовать каждому из этих советов. Компании, которые начнут действовать сейчас, легче переживут кризис и окажутся в лучшем положении после него, уверены в Bain.

Жизнь после: как компаниям пережить коронавирус и не сдать позиции
Менеджмент Прогнозы Bain & Company

Прививка от вируса

Однако просто следовать советам аналитиков недостаточно. Хороший топ-менеджер всегда должен иметь два продуманных запасных плана действий. Один — на случай краткосрочного кризиса, например появления в городе стрелка или отключения электричества. Другой — на случай угрозы, которая может иметь долгосрочный эффект. И если на момент вспышки коронавируса первый план у многих топ-менеджеров был, то второго не существовало не только на бумаге, но даже в мыслях. Именно поэтому вспышка коронавируса COVID-19 застала бизнес врасплох, пишет Bloomberg Businessweek. По данным отчета Dun & Bradstreet, от задержек поставок сейчас страдают 94% компаний из списка Fortune-1000.

Журналисты издания поговорили с дюжиной экспертов по кризисному планированию и цепочкам поставок и составили чек-лист мер, которые компаниям следует принять в рамках подготовки к другим непредвиденным трудностям, аналогичным коронавирусу.

В нем девять пунктов. Из простого — необходимо, например, изучить основы кризисного реагирования. Топ-менеджер обязан знать, что разные типы трудностей могут потребовать четырех видов реакции.

1. Экстренное реагирование и безопасность. Предполагает заботу о состоянии людей и оборудования.

2. Управление кризисом и коммуникации. Включает в себя анализ ситуации и информирование сотрудников, журналистов, поставщиков и клиентов о том, насколько серьезен кризис и каков дальнейший план.

3. ИT-мобилизация. В период кризиса ИT-департамент защищает корпоративную информацию, программное обеспечение и оборудование.

4. Продолжение работы. Обеспечение критически важной деятельности компании.

Из сложного — следует проработать взаимодействие с компаниями, от которых вы зависите. Это значит, вы должны быть ключевым клиентом, а не клиентом № 168. Сверьтесь с чек-листом Bloomberg Businessweek. Все ли вы сделали, чтобы следующая эпидемия не подкосила вашу компанию?

Два запасных плана: как подготовить компанию к наступлению коронавируса
Менеджмент Инструкции Bloomberg

Кадровой службе — на заметку

Пандемия коронавируса вынуждает бизнес менять не только планы, но и устоявшиеся методы управления персоналом. Мэр Москвы Сергей Собянин 5 марта издал указ № 12-УМ «О введении режима повышенной готовности». Он обязал всех столичных работодателей принять меры по защите сотрудников, а именно:

  • обеспечить измерение температуры тела работников на рабочих местах и обязательно отстранять тех, у кого она окажется повышенной;
  • оказывать работникам содействие в обеспечении соблюдения режима самоизоляции на дому;
  • если поступит запрос из Роспотребнадзора по городу Москве, незамедлительно предоставлять ему информацию обо всех контактах заболевшего новой коронавирусной инфекцией во время исполнения трудовых функций;
  • обеспечить проведение дезинфекции помещений, в которых находился заболевший.

Чтобы выполнить эти требования, работодателю необходимо издать локальный акт (это может быть, например, приказ), рассказывает Снежана Орлова (Пенцова), заместитель гендиректора по правовым вопросам управления персоналом компании «Анкор». В этом акте работодатель, к примеру, должен прописать, как следует измерять температуру сотрудникам. Закон это не регламентирует. Поэтому работодатель может обязать делать это функциональное подразделение, в чьи полномочия входят вопросы внедрения культуры безопасности в компании. Либо он может обеспечить работников необходимыми приборами, чтобы те измеряли температуру самостоятельно и затем фиксировали полученные данные в специальном журнале. Снежана Орлова рассказывает, что еще необходимо прописать в локальном акте.

Боль кадровых служб: что писать в локальных актах по коронавирусу
HR Инструкции Ancor

Офисная революция

Многие работодатели по всему миру, которые ранее даже и не рассматривали возможность «удаленки», в разгар коронавируса ограничили присутствие сотрудников на рабочих местах или полностью перевели их на такой формат работы, пишет Алексей Богданов, управляющий партнер S.A. Ricci.

В России одними из первых обезопасить свой штат решили ИТ-гиганты (Rambler Group и «Яндекс») и крупнейшие телеком-операторы страны. Позднее к ним присоединились компании из других сфер.

Пока удаленная работа — это некий эксперимент. Но работодатели могут «распробовать» этот формат. Тогда произойдет архитектурная революция офисного пространства. Популярные, но спорные с точки зрения влияния на психологическое здоровье и производительности сотрудников офисы с открытой планировкой, или open space, уйдут в прошлое. Им на смену придут гибкие офисы, в которых бизнес будет поддерживать только необходимые ему в данный момент функции. Алексей Богданов рассказывает, как мы будем работать после эпидемии.

Офисная жизнь после COVID-19: как мы будем работать после эпидемии
Недвижимость Офисы Прогнозы

Коронавирус рубль бережет

Уже ясно, что многие отрасли столкнутся с серьезным падением из-за коронавируса: транспорт, туризм, развлечения, традиционная розница, продукты питания и напитки, необходимые потребительские товары, автомобили, страховые услуги. Однако топ-менеджерам компаний важно не только верно оценивать потери, но и понимать, что коронавирус приведет к изменению потребительского поведения. Чем больше важных мероприятий отменяют работодатели, тем сильнее снижается потребность людей тратить деньги, пишет Андреа Фелстед, колумнист Bloomberg. К примеру, ИТ-гиганты, в том числе Facebook (организация признана экстремистской и запрещена на территории РФ) и Twitter, отменили конференцию South by Southwest. Что это значит для ретейла? Люди не покупают модные кроссовки и костюмы, необходимые для того, чтобы впечатлить коллег по цеху. Андреа Фелстед рассказывает, как коронавирус меняет потребительское поведение.

Опасная привычка тратить меньше: как коронавирус научит людей «плохому»
Ретейл Прогнозы Bloomberg

Дата публикации: 20.03.2020
РБК Pro вTelegram
Поделитесь впечатлением о сервисе РБК Pro
Расскажите, что вам нравится и чего пока не хватает. Опрос займет не более 3 минут.
Пройти опрос