Как запустить стартап и найти для него инвесторов
Российский рынок стартапов эволюционирует
Ежегодное исследование «MoneyTree: навигатор венчурного рынка» РВК и PwC показало, что в первом полугодии 2019 года объем венчурных сделок в России вырос почти втрое по отношению к аналогичному периоду прошлого года и достиг $250 млн. «Средний чек» инвестиций увеличился вдвое — с $1,5 млн до $3,1 млн. Алексей Басов, инвестиционный директор РВК, объясняет это двумя причинами. Во-первых, позиция государства, которое видит в рынке стартапов плацдарм для технологических прорывов, несмотря на небольшой вклад в ВВП. Во-вторых, увеличение активности инвесторов на поздних стадиях. Уже в 2020 году на рынке появятся фонды поздних стадий, инвестирующие в зрелые компании. Алексей Басов рассказывает, какие тренды определяют развитие венчурного рынка в следующем году.
Идея на миллион
Любой стартап должен начинаться с жизнеспособной идеи. Многие предприниматели спотыкаются уже тут: у них есть сотни гениальных, но бесполезных с точки зрения бизнеса идей, пишет Альберт Шарафутдинов, основатель платформы для обучения гибким навыкам Scholé и агентства бренд-консалтинга Kosmos. Прежде чем создавать стартап, нужно изучить особенности рынка, предпочтения потребителя, актуальные тренды и контекст. Это поможет найти ту идею, которая станет основой будущего продукта. Альберт Шарафутдинов предлагает воспользоваться для этого одной из четырех методик.
Во главе колонны
Если у вас есть идея в малоизученной области, но в которую вы верите, все возможно. Это подтверждает история китайского программиста Чжан Имина. Он был очарован тем, как математические модели могут предугадывать поведение людей. Чжан Имин создал компанию ByteDance и предложил молодому математику Сян Лян, изучавшему функционирование рекомендательных систем, присоединиться к команде разработчиков. ByteDance создала приложение «Цзиньжи тоутяо» («Сегодняшние передовицы»), которое на основе искусственного интеллекта подбирает персонализированные новости и статьи для каждого пользователя. Но компания на этом не остановилась. В 2017 году ByteDance выпустила соцсеть для публикации видеороликов — TikTok. Осенью 2018 года стартап ByteDance стал вторым по стоимости в мире. Читайте в материале Bloomberg.
Продукт в никуда
А вот предприниматель Антон Урбанас не изучил потребности потенциальных клиентов, когда решил реализовать одну из своих идей. В итоге он восемь месяцев работал над GoCarrot — социальной сетью, призванной мотивировать пользователей вести здоровый образ жизни. Стартапер потратил $5 тыс. только на регистрацию бизнеса и разработку корпоративного дизайна, но проект провалился. После этого Антон Урбанас запустил другой проект — DeckRobot — искусственный интеллект для создания корпоративных слайдов. Предприниматель проанализировал собственный опыт и рассказал об основных ошибках, которые часто приводят стартапы к провалу.
Борьба за выживание
Найти бизнес-идею и запустить стартап — это полдела, с этого момента самое сложное только начинается. Как показывает практика, значительная доля новых проектов закрывается в течение первых 12 месяцев. Основная причина провала лежит на поверхности — это неумение генерировать достаточную для развития выручку (но за этой причиной кроются и другие). Пять предпринимателей рассказали РБК, с какими трудностями столкнулись на старте своих проектов. Одна из историй — сервис по уборке квартир Qlean. Алексей Коровин вместе с партнерами основали бизнес в 2014 году и вложили в него 1 млн руб. собственных средств. Но через полгода предприниматели не понимали, сколько денег они тратили, а сколько зарабатывали. Деньги буквально разлетались: на рекламу, офис, зарплаты, бумагу для принтера. Основатели Qlean рассказали, как они справились с проблемой.
Наживка для инвесторов
Многие основатели стартапов рано или поздно приходят к необходимости поиска инвестиций, например для масштабирования. Некоторые сразу объявляют о том, что они готовы впустить в бизнес внешних партнеров. Так делать не надо, предупреждает венчурный инвестор Алексей Соловьев. Сначала стоит подвести компанию к состоянию инвестпригодности. Чтобы стать мечтой инвестора, надо обратить внимание на четыре аспекта своего бизнеса: рынок, команда, процессы, финансы. Какие проекты интересны инвесторам с точки зрения рынка? Во-первых, компании, создавшие нишевые решения на глобальном рынке (израильский конструктор сайтов Wix и российский проект в сфере киберспорта Learn2Play). Во-вторых, локальные компании с решениями, охватывающими огромный целевой сегмент (сервисы доставки еды Delivery Club и портал для поиска работы HeadHunter). Алексей Соловьев рассказывает, как основателям стартапов оценить свою деятельность, прежде чем искать деньги.
Сказки посредников
Если ваш стартап достаточно привлекателен для инвесторов, встает вопрос: где их искать? Некоторые обращаются к инвесторам напрямую, но такие выходы есть не у всех. Предприниматели, в чьей записной книжке нет контактов инвесторов, иногда обращаются за помощью инвестиционных посредников. Алексей Соловьев, венчурный инвестор, призывает работать с такими специалистами осторожнее. По его словам, инвестиционные посредники заманивают основателей стартапов мифами. Например, рассказывают, что имеют доступ к базе инвесторов или конкретному известному инвестору. На самом деле такой «секретной базы» не существует, и инвестиционные посредники используют «ковровые бомбардировки», то есть рассылают в фонды сотни писем с описаниями проектов, размещают их на разных платформах и сайтах. Алексей Соловьев рассказывает, в какие еще мифы инвестиционных посредников не стоит верить.
Как понравиться венчурному фонду
Эксперты ФРИИ советуют основателям стартапов искать инвесторов, выстраивая коммуникацию с партнерами венчурных фондов. Игорь Лутц, управляющий партнер венчурной группы The Untitled Ventures, рассказывает, как это делать. По его словам, венчурные фонды смотрят на то:
- в какой стадии развития находится стартап — чаще всего они предпочитают браться за него на относительно ранней стадии;
- какова его специализация — каждый фонд берется за проекты из тех индустрий, в которых хорошо разбирается;
- есть ли у него потенциал развития — насколько его продукт важен и востребован рынком;
- смогут ли они помочь стартапу реализовать задуманное;
- опыт и экспертизу участников команды.
Какие стартапы востребованы и почему многие не выживают даже при существенных инвестициях, РБК Pro узнал у экспертов.
Аналоговый стартап
Сегодня цифровизация диктует тренды во многих областях, поэтому на слуху в основном технологические стартапы и такие направления, как HRTech, LegalTech, финтех. Но это не значит, что у нецифрового стартапа нет шансов найти деньги. Инвесторов привлекает не только «цифра». Их могут заинтересовать компании, предлагающие научные или инженерные идеи, проекты в сфере энергосбережения и экологии или же решения, способные облегчить жизнь простым потребителям. Журналисты РБК собрали нецифровые стартапы, которым удалось привлечь инвестиции. Среди них, например, калифорнийская компания Helix, специализирующаяся на анализах ДНК, и — совсем неожиданно — американский ювелирный стартап Soul Analyse, который делает браслеты с «поддерживающими надписями».
Стартап в неволе
Не все решаются реализовывать идеи своими силами. Можно стать нанятым стартапером внутри корпораций. У запуска стартапа совместно с корпорацией есть масса преимуществ: стратегическое партнерство, получение доступа к рынкам и каналам продаж, компетенциям специалистов, выход на корпоративных клиентов, возможность найти потенциальных покупателей. Однако сложностей тоже немало. Mail.ru Group, например, дала Егору Абрамцу на запуск сервиса «Юла» всего два месяца. Стартапер отдал разработку пользовательского интерфейса на аутсорс, а под программно-аппаратную часть стал нанимать программистов. Однако почти все кандидаты отказывались от разработки, как только слышали о сроках. Егору Абрамцу удалось нанять около десяти человек и приступить к разработке мобильного приложения только спустя две недели и десятков проведенных собеседований. Свои истории РБК Pro рассказали и другие «стартаперы в неволе» — из ГК «ПИК» и Rambler & Co.