Как улучшить логистику
Сколько денег блокчейн может сэкономить в логистике
Эксперты IBM подсчитали, что внедрение технологий блокчейна сэкономит логистической отрасли $38 млрд в год. А еще это уменьшит количество ошибок в документах, сократит сроки доставки и позволит быстрее обнаруживать мошенничество. Сейчас развитию такого механизма мешает сразу несколько факторов: госорганы не принимают документов, сохраненных с помощью блокчейна, а бизнес недостаточно мотивирован, чтобы участвовать в многоступенчатой и прозрачной системе.
Тем не менее ряд компаний в России и за рубежом уже запустили пилотные проекты. Например, «Газпром нефть» с помощью блокчейна проследила поставки запорной арматуры с завода в Нижнем Новгороде до платформы «Приразломная» в Печорском море. А Visa запустила платежный сервис b2b, который позволяет быстрее идентифицировать контрагентов. О перспективах блокчейна в логистике рассказал Вячеслав Белобжецкий, руководитель консалтинговой группы «Логистика. Бизнес. Решения».
Рецепт идеальной автоматизации логистики: три компонента
Помочь в модернизации логистики может не только блокчейн. Аналитики Umbrella IT считают, что ускорить работу склада можно с помощью дронов. Некоторые компании уже сейчас используют беспилотники для инвентаризации, и это существенно экономит время. Скорость дрона выше скорости кладовщика примерно в 50 раз. Кроме того, беспилотники могут проводить инвентаризацию в нерабочие часы. Помимо дронов логисты могут взять на вооружение и другие технологические новинки — RFID-метки и системы голосового управления. Подробности — в материале ниже.
Ненужных данных не бывает
Еще одна технология, которая пришла в логистику из других сфер бизнеса, — обработка больших данных. В управлении складами этот метод позволяет объективно оценить работу компании, найти новые точки роста и быстро трансформироваться в ответ на изменения рынка.
Шамиль Хайретдинов, директор департамента логистики МТС, рассказал, как организовать работу с данными в логистике. Среди распространенных ошибок — отказ от части доступных данных. Одна и та же информация может иметь разную значимость для нескольких процессов, например для одних она очень важна, а для других нейтральна. Отбрасывать «лишние» данные точно не стоит.
Простая математика
Другой способ сэкономить на логистике с помощью аналитики — построить математическую модель. Эксперты McKinsey предлагают использовать ее, чтобы определить минимальный уровень затрат на содержание склада. В основе такого метода лежит оценка склада с точки зрения трех параметров — рабочей силы, расположения грузов и оборудования. С помощью модели, построенной на этих параметрах, можно подсчитать минимальные расходы и выбрать стратегию для будущих преобразований.
Сборные доставки: все в выигрыше
Логистика — это не только работа со складами, но и поставки, то есть весь путь товара от производителя к потребителю. В последнее время поставщики меняют привычные схемы работы, чтобы соответствовать реалиям рынка. Например, консолидация продуктового ретейла в России заставила их координироваться и объединять свои отправки. Так поставщики добиваются максимальной загрузки и снижают цену транспортировки. Эта практика называется пулингом и работает на специальной онлайн-платформе. Эксперт по логистике Михаил Чушков рассказал, как поставщики пришли к идее пулинга и почему это работает.
Шеринг в перевозках
Доставка сборных грузов от разных поставщиков — это лишь часть мирового тренда sharing economy. По сути, речь идет о новой инфраструктуре, которая включает специальные интернет-платформы вроде Saloodo!, Freightos и Convoy, а также новые сервисы от техногигантов уровня Lyft и Uber.
Андрей Сулла, заместитель директора операционного управления по железнодорожным перевозкам транспортной компании AsstrA, называет среди главных рисков такой модели кражу, потери или повреждение товара. Вот почему для sharing logistic принципиально важно поддерживать доверие среди всех участников и обеспечить быстрый обмен документацией между ними.
Новая модель
В онлайн-ретейле логистика сильно отличается от традиционной модели. А в последнее время интернет-магазины получили возможность снять с себя часть забот, связанных с обслуживанием склада, или вовсе обойтись без него. Так устроен дропшиппинг — прямая поставка товаров заказчику непосредственно со склада поставщика. Ретейлер при этом может сосредоточиться только на генерации и обработке заказов.
Правда, разгружая онлайн-магазин, дрошиппинг приносит риски: цены становятся более жесткими, на магазин ложится ответственность за работу подрядчика, а кроме того, в глазах покупателя такой магазин может стать ненужным звеном.
Прогнозируй это
В России доля онлайн-покупок относительно низкая. По разным оценкам, она составляет от 4 до 5,3%. Для сравнения, в Китае на интернет-торговлю приходится почти 24%. В основном покупки в интернете делает молодая аудитория, которая хочет получить товар быстрее. Логистика может стать драйвером роста для российского онлайн-ретейла, если найдет способ ускорить доставку. Андрей Савин, коммерческий директор транспортной компании Traft, рассуждает о том, как в этом поможет прогнозирование будущих заказов.
Новые бизнес-модели в логистике
Оптимизировать доставку можно и в другом направлении. Онлайн-ретейлеры в России и во всем мире уже сейчас ищут альтернативы традиционной курьерской доставке.
Скорее всего, в будущем нас ждет рост числа постаматов и доли аутсорсинга на этом рынке. Кроме того, ретейлеры будут объединяться с партнерами из других сфер, чтобы сэкономить на доставке. Пунктами выдачи могут стать даже отделения банков.