РБК Pro —  
информационный сервис для предпринимателей и управленцев. Первый месяц — бесплатно
РБК Pro
— сервис для вашего бизнеса. Зарегистрируйтесь и получите доступ ко всем материалам. Первые 30 дней бесплатно.

Как прокачать в себе лидерские навыки

Менеджмент Подборки РБК
В привычном понимании лидер — это тот, кто задает направление развития, принимает ключевые решения и воодушевляет подчиненных. На него смотрят, как на героя и даже «спасителя», если в компании трудности. Это привычка авторитарной среды, где родители, учителя или начальники держат все под контролем и знают ответы на все вопросы. На самом деле такие лидеры мешают компаниям эффективно работать. Современному бизнесу нужны новые герои

Лидерами не рождаются

Лидер и руководитель — это не синонимы. Лидеры не только контролируют выполнение работы, но и вдохновляют сотрудников делать ее лучше. Американский бизнес-тренер Джон Максвелл уверен, что ничто не может помешать вам стать настоящим лидером, потому что лидерство — это навык, который развивают. Максвелл рассказывает о распорядке дня, мечтах и четырех типах лидеров.

Джон Максвелл: «Освободитесь от тирании чужих приоритетов»
Менеджмент Статьи РБК
Джон Максвелл

А — адаптация

Современные модели обучения лидерству часто основываются на копировании приемов, которые работали в прошлом. Однако прежние установки сегодня могут быть неуместными, бесполезными и даже вредными.
Эксперты Korn Ferry предлагают модель ADAPT, названную по первым буквам каждой из пяти качеств, которыми необходимо обладать лидеру, чтобы удовлетворить запросы инвесторов и быть востребованным в будущем. И, конечно, само название говорит о том, что самое главное свойство лидера нового времени — это умение адаптироваться.

«Адаптируйся или умри»: как бизнес-лидеру выжить в мире будущего
Менеджмент Статьи Korn Ferry

Тренинг посетил, что потом? 

Многие посещают узкопрофильные тренинги по лидерству и лекции знаменитых бизнес-гуру. Но проходит несколько дней — и ваша мотивация исчезает без следа. Дело в том, что сильной мотивации недостаточно. Чтобы изменить образ жизни, необходимо сформировать новый навык.
Вероника Ноговицина, руководитель департамента компании Kontakt InterSearch Russia, рассказала, какие приемы использовать, чтобы информация, полученная на бизнес-тренинге, стала знанием и частью повседневной практики.

Как не расплескать энтузиазм после тренинга: пять советов
HR Статьи Kontakt InterSearch Russia

Четыре типа лидеров

По мнению американского бизнес-гуру Ицхака Адизеса, главная задача лидера — принимать решения, несмотря на нехватку информации, и обеспечивать их внедрение. Руководитель, который не работает с изменениями, — просто бюрократ. При этом планировать — не значит представлять, что вы будете делать завтра. Планировать — значит решить, что нужно сделать прямо сейчас с учетом ожиданий компании от завтрашнего дня. На лекции в Москве Ицхак Адизес рассказал, какие четыре типа лидеров есть в компании и почему только единство четырех разных ролей и их слаженная работа под началом главного руководителя могут обеспечить «здоровье» компании.

Ицхак Адизес: «Меняйтесь быстро или умирайте медленно»
Менеджмент Статьи BBI
Ицхак Адизес

Что объединяет всех великих лидеров

Великие лидеры — гении союза «и». В чем причина успеха — в преданности делу или сильных амбициях? И в том и другом. Что важнее: смотреть в лицо фактам или хранить веру? И то и другое. Что правильнее: быть приверженным своим ценностям или уметь реагировать на перемены? Великие лидеры ответят: и то и другое. В этом и есть их секрет, уверен Джим Коллинз, американский бизнес-консультант, писатель, преподаватель бизнес-школы Стэнфордского университета. Джим Коллинз — о том, какие черты нужно в себе развивать, чтобы стать великим лидером. Например, по Коллинзу, величие — это в значительной степени вопрос выбора и дисциплины, оно не зависит от обстоятельств или удачи.

«Микс из дисциплины и креатива»: Джим Коллинз — о природе великих лидеров
Менеджмент Статьи РБК
Джим Коллинз

Секрет лидерства: концентрация vs многозадачность

В чем еще секрет великих лидеров? Казалось бы, они вдохновляют нас своими прорывными стратегиями и яркими идеями, но реальность такова: великое лидерство возможно только благодаря эмоциям. Дэниел Гоулман, американский писатель, психолог и научный журналист, уверен, что от настроения начальника напрямую зависят мотивированность сотрудников и работа всей организации, а звездные лидеры — это в первую очередь мастера в управлении собой и своими эмоциями. Гоулман также объясняет, почему для лидера умение концентрироваться важнее многозадачности.

Режим многозадачности опасен: Дэниел Гоулман — о компетенциях лидера
Менеджмент Статьи
Дэниел Гоулман

Какие лидеры создают открытые организации

Многие получают управленческие должности за знания и навыки, а не за лидерские способности. Однако помимо обычных навыков руководители должны уметь создавать ощущение сообщества, иметь талант вселять в сотрудников веру в то, что они могут подавать хорошие идеи.
Джим Уайтхерст сравнивает работу лидера с ремеслом садовника: «Ты не можешь приказать растениям расти, не можешь заставить их это сделать — но можешь создать условия, при которых они будут расти быстрее. Так и в открытой организации, ты просто стараешься создать микроклимат, где люди не боятся участвовать в дискуссиях, где у каждого есть информация, которая ему нужна, — и в итоге это дает результат. Я стараюсь давать как можно меньше указаний, а взамен делать так, чтобы лучшие решения появлялись «снизу» сами собой».
В интервью РБК Джим Уайтхерст также рассказал, почему введение строгих KPI может привести к падению продуктивности и с чего начать, чтобы превратить компанию в открытую организацию.

Джим Уайтхерст — РБК: «Работа лидера напоминает ремесло садовника»
Менеджмент Статьи РБК
Джим Уайтхерст

Лидер в среде

Питер Сенге, американский ученый, специализирующийся на изучении развития организаций, тоже считает, что успешный лидер должен уметь создать среду, в которой работник будет расти и развиваться естественным образом. Хороший руководитель должен понимать потенциал каждого подчиненного и суметь сделать так, чтобы каждый осознавал свою ценность, а коллектив мог смотреть на бизнес широко и осознавать проблемы глобально. Сенге сравнивает лидеров с конструкторами корабля: они работают «за сценой», и для обывателей их роль практически незаметна.

«Благоговеть перед начальством — это из детства»: Питер Сенге о лидерстве
Менеджмент Статьи РБК
Питер Сенге

Не потерять лицо

Классические модели лидерства обычно фокусируются на описании «больших» универсальных компетенций руководителя, таких как лидерское видение, умение мотивировать, коммуникация.
Но что делать лидеру в каждой конкретной ситуации, например если во время совещания участники команды начали спор и позабыли о нем? Стоит ли показать авторитет или просто наблюдать за происходящим? Алексей Улановский рассматривает ситуацию, когда лидер временно теряет влияние на команду, и разбирает конкретный кейс, приводит варианты интерпретации ситуации и возможные решения и действия лидера.

Алексей Улановский Лидерская сила. Что делать при утрате влияния на команду
Менеджмент Инструкции Ward Howell

Дата обновления: 2 июня 2020