РБК Pro —  
информационный сервис для предпринимателей и управленцев. Первый месяц — бесплатно
РБК Pro
— сервис для вашего бизнеса. Зарегистрируйтесь и получите доступ ко всем материалам. Первые 30 дней бесплатно.
Вебинар РБК Pro:

Фейки и факты: как управленцу ориентироваться в информационном потоке

Менеджмент Вебинар Business Speech
Впервые на РБК Pro?
Зарегистрируйтесь. Первый месяц подписки – бесплатно!
Вебинар полезен владельцам компаний, генеральным директорам, топ-менеджерам, руководителям подразделений. Участники вебинара научатся быстро проверять информацию на достоверность и выявлять фейки

Основные темы вебинара

  • Что нужно знать о фейках. Фейки — это лживая информация в СМИ, представляющая собой подделку под новость. Исследования показывают, что у отдельно взятого фейка шанс на ретвит на 70% больше, чем у рядовой правдивой новости. В 2018 году топ-20 фейковых новостей получили больше лайков и перепостов, чем 20 самых популярных настоящих новостей. Согласно результатам международных опросов, 75% пользователей не могут отличить недостоверную информацию от правдивой. Высокую «вирусность» фейковых новостей используют в своих интересах рекламодатели — большинство фейков создаются именно в целях продвижения продукта.
  • Принципы создания фейков. Существуют три принципа, по которым создаются фейковые новости. Во-первых, информация не противоречит тому, что целевая аудитория может считать истиной. Фейк никогда не будет сверхсенсационным, он основан на том, что целевая аудитория может воспринять как правду. Во-вторых, в фейковой новости обязательно дается ссылка на значимый авторитет — нередко анонимный, например, «источник в топ-менеджменте компании». В-третьих, в фейке содержится информация о реальных событиях — он никогда не будет целиком выдуманным, часть данных будет достоверной.
  • Фактчекинг. Отличить настоящую новость от фейковой можно с помощью алгоритма, состоящего из пяти этапов. Первый: прочтите новость целиком. 80% пользователей интернета изучают новости по заголовкам и не дочитывают их до конца. Между тем заголовок может не соответствовать содержанию новости и использоваться лишь для привлечения внимания читателя. Второй этап: изучите источник новости. Задумайтесь, насколько авторитетно издание, которое опубликовало эту информацию, насколько тщательно оно проверяет данные перед публикацией. Третий этап: найдите первоисточник новости. Если в ней есть ссылка на сообщение компании, министерства или публичного лица, проверьте сайт организации или официальный аккаунт спикера в соцсети и найдите официальное заявление или пресс-релиз. Четвертый этап: проверьте автора — насколько глубока его экспертиза в той сфере, о которой он высказывается, можно ли доверять его мнению в конкретном вопросе. Наконец, пятый этап: подумайте о предвзятости — нет ли кого-то, кто заинтересован в распространении этой новости и может извлечь из нее выгоду. Прежде чем принимать решение на основе какой-либо информации, воспользуйтесь правилом: «Проверь, проверь еще раз, перепроверь».
О спикерах
Никита Непряхин. Владелец компании Business Speech, основатель Школы критического мышления, писатель, телерадиоведущий.