РБК Pro —  
информационный сервис для предпринимателей и управленцев. Первый месяц — бесплатно
РБК Pro
— сервис для вашего бизнеса. Зарегистрируйтесь и получите доступ ко всем материалам. Первые 30 дней бесплатно.
Вебинар РБК Pro:

Когнитивные искажения: почему мы принимаем ошибочные решения

Менеджмент Вебинар Business Speech
Впервые на РБК Pro?
Зарегистрируйтесь. Первый месяц подписки – бесплатно!
Вебинар полезен руководителям вне зависимости от сферы деятельности и размера бизнеса. Его цель — рассказать о распространенных заблуждениях при принятии решений и дать рекомендации о том, как их преодолеть

Основные темы вебинара

  • Иллюзия контроля. Нам некомфортно находиться в ситуации, на исход которой мы не можем повлиять. Этим объясняется такое когнитивное искажение, как иллюзия контроля: мы верим в то, что управляем любой ситуацией. Так, например, играя в азартные игры, люди сильнее трясут кости перед броском, если им нужно, чтобы выпали большие значения — 6:6 или 5:6. И наоборот, если нужны маленькие — 1:1 или 2:1, бросают кости аккуратнее. Им кажется, что исход броска зависит от них. Принимая управленческие решения, помните, что часто мы переоцениваем свою способность контролировать многие события. Проанализируйте, что действительно зависит от вас, а на что вы не в силах повлиять.
  • Проклятие знаний. Опытному или более информированному человеку сложно поставить себя на место менее компетентного. Если вам кажется, что ваши подчиненные не понимают вас, вспомните об этом когнитивном искажении, дайте им больше информации и поставьте перед ними задачи, соответствующие их компетенциям.
  • Эвристика доступности. Нам кажется, что при принятии решений мы объективно можем оценить вероятность того или иного события. В действительности многие выводы о жизни мы делаем, опираясь на яркие примеры. Что легче вспоминается, то и кажется нам более вероятным. Например, когда исследователи просят респондентов оценить, от чего погибают больше людей — от нападения акул или от падения на голову кокоса, большинство выбирают первый вариант, тогда как статистика говорит об обратном. Принимая решения, опирайтесь на все имеющиеся данные, а не на те, что вспоминаются в первую очередь.
  • Эффект иллюзии правды. Нам кажется, что невозможно добиться того, чтобы мы поверили в ложь. На самом деле простой способ заставить неправду казаться истиной — многократное повторение. Этот прием известен давно, и именно он лежит в основе пропаганды и рекламы. Если какое-то утверждение кажется вам аксиомой, оцените его критически: возможно, вы просто слишком много раз слышали его и только из-за этого неосознанно принимаете как достоверное.
О спикерах
Никита Непряхин. Владелец компании Business Speech, основатель Школы критического мышления, писатель, телерадиоведущий.