Опубликовано 07.11.2024, 12:10
Максим Чернухин — исполнительный директор управления технологий в «СберСтраховании жизни». Принимал участие в проектах на основе больших данных, машинного обучения и ИИ. В 2024 году стартап с ИИ low-code инструментами, где эксперт занимал позицию CTO, получил больше 1 млрд руб. Средняя сумма инвестиций, привлеченных стартапами с участием эксперта как СТО и эдвайзера, составляет 100 млн руб.
В 2013 году медтех-стартап Theranos, основанный 19-летней Элизабет Холмс, пообещал произвести революцию в сфере анализа крови. Инвесторы, включая многих влиятельных венчурных капиталистов, вложили в него более $700 млн. Однако вскоре у них возникли сомнения в том, что у стартапа действительно есть технологичные решения. Журналисты из The Wall Street Journal начали расследование, которое подтвердило, что заявленных технологий не существует. Стартап закрылся. А Элизабет Холмс приговорили к 11 годам и трем месяцам тюремного заключения за обман инвесторов.
Другой пример — Argo AI. Стартап был основан в 2016 году и занимался разработкой полноценного автопилота для автомобилей. Он привлек $1 млрд инвестиций от Ford. Однако в 2022 году закрылся — главным образом из-за высоких затрат на разработку.
В обоих случаях инвесторы могли выявить риски на ранних стадиях, если бы провели независимую оценку потенциала технологии и этапа развития стартапа.
Чтобы правильно оценить продукт стартапа, следует рассмотреть три ключевые составляющие.
1. Core — ключевая технология.
Это элемент продукта, который определяет его конкурентные преимущества и обеспечивает рост прибыли. Например, технология производства чипа с точностью 4 нм представляет собой конкурентное преимущество, так как это результат совокупности процессов, технологий и инструментов, собранных в нужном месте и последовательности. Она защищается патентами и сложно воспроизводима.