Девять типов интеллекта: как управленцу использовать каждый из них
В 1983 году американский психолог Говард Гарднер представил теорию множественного интеллекта. В его понимании, тот или иной вид интеллекта — это свойственный конкретному человеку способ взаимодействия с окружающим миром. Иными словами, Гарднер понимает интеллект не как синоним умственных способностей, а как предпочтительный для индивида инструмент познания и коммуникации.
Например, Гарднер выделяет лингвистический, кинестетический, математический и другие виды интеллекта. К примеру, человек с преобладанием лингвистического интеллекта будет хорошо усваивать информацию, изложенную в письменном виде, легко считывать смыслы в чужой речи и уметь доходчиво доносить свои идеи. В то же время человек с доминирующим математическим интеллектом сможет, например, легко выстраивать алгоритмы действий, разбирать сложные процессы на составляющие и находить закономерности.
По Гарднеру, разные виды интеллекта вовсе не являются взаимоисключающими — каждый человек в той или иной мере обладает всеми видами интеллекта, просто они выражены в разной степени и обычно ведущих один-два.
Теория множественного интеллекта встретила критику со стороны некоторых ученых и практикующих психологов. По их мнению, Гарднер смешивает понятие интеллекта с другими психологическими конструктами, такими как таланты, способности, навыки и черты личности. Однако вопрос терминологии для нас не так важен — а практика показывает, что теорию можно эффективно использовать в бизнесе и управлении.
Девять типов интеллекта и с чем их едят
Модифицированная модель множественного интеллекта, которая была разработана на основе теории Гарднера, выделяет девять типов интеллекта:
1. Телесно-кинестетический интеллект
Человек, у которого преобладает этот тип интеллекта, взаимодействует с миром через тело и тактильные ощущения. Этот тип интеллекта связан с умением считывать невербальные сигналы собеседника и контролировать собственное поведение, чтобы добиваться нужных результатов. У кинестетиков можно поучиться тому, как использовать язык тела во время активного слушания, чтобы передавать эмоции невербально.