Попытки компаний использовать модные управленческие концепции часто только вредят бизнесу. «Шесть сигм», реинжиниринг бизнес-процессов, матричное управление и другие идеи довели до банкротства немало компаний. Что с ними не так?
Незадолго перед распадом в Motorola надевали на сотрудников цветные пояса, награждая их за знание умозрительной концепции, которая якобы должна была повысить прибыль. Подхватив эту идею, General Electric «добилась» падения своей капитализации на 60%. Вслед за ней «удачную практику» подхватили еще несколько известных компаний — большинство с тем же результатом. Nokia накануне банкротства внедряла «матричное управление», заставляя работников подчиняться сразу нескольким начальникам: это привело к невиданной неразберихе и росту числа бесполезных совещаний. Другая модная концепция — «реинжиниринг бизнес-процессов» — довела множество предприятий до массовых увольнений.
Почему вроде бы здравые идеи, обещающие повысить прибыль, так дорого обходятся бизнесу? Американский журналист Джеффри Джеймс отмечает интересную деталь: те, кто их внедряет, обычно уходят на повышение, оставив после себя выжженную пустыню.