Опубликовано 11.06.2023, 09:20
На протяжении многих лет Китай оставался главным производственным хабом для крупнейших компаний домашнего и западного рынков. Однако за последнее десятилетие компании стали чаще поворачиваться в сторону соседей КНР. Раньше бизнес придерживался принципа «Китай + 1», теперь географию цепей поставок диверсифицируют за пределы одной-двух стран.
Исследователи KPMG изучили 132 компании, преимущественно из списка Fortune 500: две трети из них распределили производство между двумя и более странами. Еще около 30% расширили производство на одну страну.
«Мы живем в безумное время. Задача — децентрализовать риски, чтобы у вас была возможность принимать решения <...> в зависимости от действий политиков», — говорит Нил О’Коннор, профессор в австралийском Университете Эдиты Коуан, который консультирует компании по вопросам логистики, и соавтор исследования.
Большой вклад в решение компаний расширять географию производства внесла пандемия. Производитель обуви Crocs к 2021 году планировал выпускать 70% продукции на фабриках Вьетнама, несколько лет подряд компания переносила отгрузки за пределы Китая. Однако летом 2021-го вьетнамские власти ввели строгий карантин. В итоге Crocs запустил небольшое производство в Боснии и Герцеговине и Индонезии. Сейчас Вьетнам обеспечивает 50% поставок, и компания готовится к запуску производства в Индии.
Индия также стала основным регионом «отступления» для Apple. В JPMorgan ожидают, что к 2025 году на индийские фабрики будет приходиться 25% производства всех устройств компании.