Материал раздела Основной
Ознакомительный отрывок из книги Александра Енина «Человеческий капитал. Как с помощью нейробиологии управлять профессиональными командами» предоставлен издательством «Бомбора»
Из-за фундаментального кризиса взаимопонимания между людьми задача мотивировать сотрудников стала невыполнимой. Ведь как Лидер может вдохновлять и стимулировать, если не понимает истинных мотивов людей? А не понимает он их потому, что люди сами плохо осознают свои желания. Те же, кто осознает, склонны скрывать их или недоговаривать что-либо, так как им не все равно, что о них подумают.
Мы живем в мире вечной борьбы, где стремление быть честным подавляется вескими причинами не быть таковым, и с этим ничего нельзя поделать. В результате Лидер, даже наделенный эмоциональным интеллектом, всегда видит лишь часть картины. Да и то немногое, что ему доступно, он часто интерпретирует неверно, потому что для предсказания чужих мотивов использует собственную ментальную модель. Мы ожидаем от других, что они видят мир и действуют так же, как мы, но это неверное суждение.
Что же в итоге? Мотивационная власть превращается в уравнение со всеми неизвестными. Их можно складывать, перемножать, делить, но суть от этого не изменится: на выходе всегда будет еще одно неизвестное. И самое печальное, что здесь ошибки нас ничему не учат. Если физический мир моментально дает нам понять, что мы сделали что-то не так, то о неверности своего прогноза относительно чьего-нибудь внутреннего мира мы можем не узнать до конца жизни.
Чтобы распутать этот гордиев узел, нам необходимо в уравнении мотивационной власти хотя бы несколько неизвестных превратить в известные. Я увидел такую возможность, когда современная наука представила убедительные доказательства того, что наше самосознание совсем не такое независимое, как нам кажется. Это подтолкнуло меня кардинально поменять тактику исследования и вместо того, чтобы допытываться правды от сознательной части, постараться узнать ее у бессознательной. Следуя этому подходу, я попробовал установить цели биологического мозга, чтобы затем их декомпозировать, получив в итоге фундаментальную мотивацию людей. В ней я выделил три протомотива, которые являются базовыми и неизменными для каждого человека.