Материал раздела Основной

Как ретейлеры зарабатывают на экономящих потребителях: семь способов

В нестабильное время покупатели всегда действуют более рационально: сравнивают цены, выбирают товары СТМ и отказываются от необязательных трат. Антон Афанасьев (X5) рассказал, как ретейлерам в такое время поддерживать продажи

Более половины россиян (64%) после начала специальной военной операции решили меньше тратить и активнее экономить, согласно опросу Tiburon Research.

В феврале и марте отмечался ажиотажный спрос на импортные товары и те, которые подвержены высокой инфляции. Это была попытка покупателей спасти накопленные средства от инфляции и вложить их в товары, которые могут скоро исчезнуть. Но уже летом бренды и продавцы в полной мере ощутили «режим экономии» со стороны потенциальной аудитории.

Тренд сохранился и осенью. Так, продажи новых легковых автомобилей в России за первые девять месяцев года рухнули на 59,8%, в московских торговых центрах продажи электроники и бытовой техники сократились вдвое, а средний чек в кафе и ресторанах снизился на 26% в годовом исчислении.

Место для спонтанности

В каждый кризис начиная с 2009 года российские потребители начинают снижать свои расходы и используют универсальные стратегии экономии. Можно сказать, что они подходят к покупкам более осознанно. Согласно исследованию Nielsen IQ, покупатели отказываются от развлечений и обедов вне дома, приобретения одежды и отпуска. В структуре расходов почти не остается места для спонтанных покупок.

Особенность текущего кризиса в том, что для российских потребителей важным фактором стала цена. Покупатели ищут магазины с более низкой стоимостью нужных им товаров и интересуются скидками. Они начинают использовать более дешевые бренды или продукцию собственных торговых марок сетей, совершают покупки в интернете и готовы дольше ждать свой заказ, если это оказывается выгоднее.