Если контрагент попадет под санкции. Что предусмотреть в договоре
Многие предприниматели используют слово «санкции» некорректно, обозначая им едва ли не любые ограничения со стороны иностранных государств и организаций. Однако санкции отличаются от обычных ограничений по своей природе, источникам и негативным последствиям. К примеру, нельзя назвать санкциями отказ зарубежной компаний работать с российскими юридическими и физическими лицами по своей инициативе. С юридической точки зрения такой отказ представляет собой корпоративный бойкот.
А что же можно назвать санкциями? Есть три основных типа санкций:
- блокирующие санкции — запреты на выполнение транзакции с лицами, внесенными в списки США или ЕС;
- секторальные санкции — ограничения в отношении отдельных секторов экономики;
- вторичные санкции — ограничения (зачастую блокирующие) в отношении зарубежного лица за взаимодействие с уже заблокированным лицом. Такие санкции чаще всего используют США в качестве меры давления.
Теперь, когда мы разобрались в том, что такое санкции, давайте рассмотрим, как свести к минимуму риски из-за попадания под них контрагентов.
1. Проверьте, нет ли вашего контрагента в санкционных списках.
Изучите специализированные источники.
— Сайт Управления по контролю над иностранными активами (OFAC)
Здесь вас должны интересовать два списка:
- список SDN — в нем перечислены люди и организации, с которыми запрещено вести бизнес гражданам США;
- список SSI — включает перечень юридических лиц, в отношении которых США ввели санкции в сфере экономического сотрудничества.
— Официальный портал европейских данных (data.europa.eu/)
Изучите разделы The Consolidated List OF Persons и Groups and Entities Subject to EU Financial Sanctions. В них содержатся списки физических и юридических лиц, попадающих под финансовые санкции ЕС.