РБК Pro —
это сервис для предпринимателей, руководителей и специалистов, которые хотят меняться и менять бизнес
Материал раздела Основной

Компанию оклеветали: какие способы помогут защитить репутацию

Сегодня каждый клиент может нанести удар по имиджу компании. Достаточно написать в соцсети о плохом обслуживании или обмане с ее стороны. Антон Самоха (сервис проверки контрагентов Rusprofile) — о том, как добиться справедливости, если информация ложная
Фото: Shutterstock
Фото: Shutterstock

Если клиенты негативно отзываются о продуктах и услугах компании на телевидении, в прессе, соцсетях и на отзовиках, то она несет репутационные потери.

Пример из практики: агентство недвижимости попало в неприятную ситуацию. При оформлении сделки купли-продажи квартиры агент должен был проверить, не находится ли недвижимость в залоге. Свои обязанности он выполнил — получил из Росреестра справку об отсутствии обременений на жилплощадь. Однако после сделки выяснилось, что информация была неверной: на квартиру давно был наложен арест. Покупатель внес 2 млн руб. на счет продавца, но сделку зарегистрировать не удалось. Продавец отказался возвращать деньги. Покупатель обвинил в ситуации риелторов. Он рассказал о проблеме журналистам городской газеты, и те опубликовали статьи, в которых обвинили агентство недвижимости в мошенническом сговоре с управлением Росреестра и продавцом.

Директор агентства пошел в суд. Суд признал сведения в статье не соответствующими действительности и наносящими ущерб деловой репутации компании, вследствие чего потребовал от газеты опровергнуть их.

В подобную ситуацию может попасть любая компания.

Что нужно знать

Для начала разберемся в терминах. Когда пресса рассказывает о судебных процессах по защите компанией «доброго имени», она обычно использует слово «клевета».

Понятие «клевета» закреплено в Уголовном кодексе как распространение заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство другого лица, а также подрывающих его репутацию (ст. 128.1 УК РФ). Максимальное наказание по статье — лишение свободы на срок до пяти лет.

От клеветы нужно отличать оскорбление. Оскорбление — это унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприличной или иной противоречащей общепринятым нормам морали и нравственности форме (ст. 5.61 КоАП РФ). За него грозит штраф размером до 150 тыс. руб. В обоих случаях речь идет о чести и достоинстве физического лица.

Это не значит, что юридическое лицо не защищено от подобных выпадов в свой адрес. Организация тоже вправе требовать в суде опровержения сведений (ч. 1 ст. 152 ГК РФ), порочащих ее деловую репутацию. Разница состоит в том, что закон не предусматривает уголовной и административной ответственности за распространение ложных сведений в отношении юридического лица. Нарушителя можно привлечь только к гражданско-правовой ответственности и взыскать с него денежную компенсацию. Размер такой компенсации законом не установлен: на практике это взыскание от нескольких десятков до нескольких сотен тысяч рублей.

Таким образом, если компанию оклеветали, ей придется защищать себя в гражданско-правовом порядке, без обращения в полицию.