Материал раздела Основной

Хотим как Amazon: зачем компании нанимают людей, чтобы сразу их уволить

Многие проверенные на Западе практики оценки, сплочения и даже поощрения сотрудников в российских компаниях озлобляют персонал и наносят вред бизнесу. Причина — модную методику скопировали, не подумав
Фото: Maja Hitij / Getty Images
Фото: Maja Hitij / Getty Images

Бухгалтерии крупного предприятия поставили KPI — «количество проводок (записей об изменении состояния учитываемых объектов) на одного человека», хотя этот показатель от бухгалтерии не зависит. Таким образом руководство хотело мотивировать сотрудников сократить численность отдела: если кто-то уволится, то количество проводок для оставшихся вырастет. «Но бухгалтеры поступили умнее. Они скинулись, наняли 1С-программиста, и тот написал им скрипт, который каждый вечер все запасы производства списывал на склад, а каждое утро возвращал их обратно. Количество проводок выросло раз в десять без всякого экономического смысла», — смеется партнер консалтинговой компании «Экопси» Григорий Финкельштейн.

Пример больше похож на анекдот, но бестолковые KPI далеко не всегда безобидны. Так, в Amazon нередко набирают сотрудников только затем, чтобы уволить в течение года. Это называется hire to fire (в переводе с англ. «нанять, чтобы уволить») и делается, чтобы сохранить ценные кадры и достичь одного из показателей эффективности руководителя — доли «оптимизированных» работников. В том, что они занимаются подобным, российские компании не признаются, зато гордятся другими западными управленческими методами, перенимая их не глядя. На самом деле эти методы в России работают плохо, а иногда откровенно вредят. Среди них — KPI, модные методы оценки персонала, тимбилдинги и многое другое. Что в них не так?