Материал раздела Основной

Просто проклятье: как P&G пришлось отбиваться от обвинений в сатанизме

Procter & Gamble в 1980-е стала одной из жертв охватившей США «сатанинской паники». FMCG-гигант терял деньги из-за слухов о связях руководства с дьяволом. Отстаивать репутацию компании пришлось в том числе в судах
Фото: Miguel Vidal / Reuters
Фото: Miguel Vidal / Reuters

«Если вы звоните по поводу Procter & Gamble, нажмите 6. <...> Президент Procter & Gamble никогда не появлялся на шоу [Фила] Донахью. Если ваша семья и друзья говорят, что видели это, они ошибаются».

В 1990-х сотрудники телевизионного ток-шоу записали это сообщение на автоответчик после того, как на них обрушился шквал звонков от обеспокоенных американцев. Люди утверждали, что президент Procter & Gamble принял участие в передаче журналиста Фила Донахью, где якобы заявил, что производитель моющих и чистящих средств и товаров личной гигиены поддерживает сатанистов.

Procter & Gamble стала жертвой «сатанинской паники», которая захлестнула США в 1980-е годы. Тогда под впечатлением от телепередач про религиозные культы многие американцы поверили в существование масштабного сатанинского заговора.

Несмотря на то что в Procter & Gamble отвергали обвинения и никаких доказательств не было найдено, тысячи американцев, как пишет The Washington Post, бойкотировали товары компании. Священники печатали прихожанам черные списки продукции фирмы и рекомендовали не покупать «сатанинские» средства. Повальная вера в связи Procter & Gamble с темными силами достигла катастрофических масштабов.

Отстаивать репутацию в судах Procter & Gamble пришлось вплоть до середины 2000-х. Рассказываем, как компания боролась с абсурдными конспирологическими обвинениями и на что пришлось пойти.