Материал раздела Основной
Основные случаи нарушений, связанных с «оптимизацией», перечислены в ст. 54.1 НК РФ «Пределы осуществления прав по исчислению налоговой базы и (или) суммы налога, сбора, страховых взносов» и в постановлении пленума Высшего арбитражного суда № 53 от 2006 года. Как применять эти и другие акты, чтобы облегчить последствия проверок?
Классический вид «оптимизации», преследуемый по ст. 54.1 НК РФ, — это включение в цепочку контрагентов технических компаний (фирм-однодневок) для снижения базы по налогу на прибыль. Так, в деле № А40-34769/2020 Арбитражный суд Московского округа исследовал схемы «оптимизации налоговой нагрузки». ООО «Электромир» пыталось подменить прямые закупки товара у производителя поставками через цепочку дилеров, на каждом этапе повышающими стоимость товара. В действительности «посредники» не получали товар и даже не имели ресурсов для его перемещения. Надо ли говорить, что налоговые органы достаточно быстро раскрыли истинные цели «оптимизации» и вдобавок выяснили, что все участники цепочки аффилированы с налогоплательщиком. Арбитражный суд Московского округа встал на сторону налоговой. Похожих дел вагон и маленькая тележка.
Чтобы налоговые органы не обвинили вас в подобной «оптимизации», заключайте договоры с первоначальными поставщиками товаров или услуг либо имейте четкое обоснование причин, по которым используете промежуточные звенья. Таким обоснованием может быть, например, то, что иностранный производитель работает в России исключительно через дистрибьюторов.
Большинство компаний трактуют правило «осмотрительности» как запрос у контрагентов:
Более продвинутые компании требуют еще копию паспорта руководителя контрагента, справку о состоянии взаиморасчетов с бюджетом и коммерческое предложение. Однако судебная практика свидетельствует, что эти документы подтверждают лишь правоспособность контрагента, не более того. Как следует из определения от 14.05.2020 № 307-ЭС19-27597, Верховный суд считает, что при выборе контрагента нужно оценивать также: