Материал раздела Основной

Почему холакратия в чистом виде так и не прижилась в российских компаниях

Бухгалтерский сервис «Кнопка» внедрил холакратию еще в 2014 году. Но спустя три года отказался от многих ее принципов. Антон Сизов и Сергей Герштейн, сооснователь и CEO «Кнопки», — о том, что оказалось не так в идее, подсмотренной в американском Zappos

Холакратия — это система управления, направленная на децентрализацию власти. Она позволяет выстроить иерархию таким образом, чтобы каждый обладал абсолютной властью в рамках своей «роли». Получается, что в компании как бы нет руководителя. Любой сотрудник компании имеет право знать, чем занимается другой и насколько хорошо с этим справляется. Любой может дать другому обратную связь и указать на точки роста.

Как устроена холакратия

«Роль» в холакратии — это совокупность функций, возложенных на человека, понятие, схожее с «должностью» в обычной организации. При этом роль может взять на себя как один человек, так и целый круг.

«Круг» — это отдел, участники которого имеют общую миссию. Например, миссия круга продаж в нашей компании раньше звучала так: «Каждый клиент, с которым общается продавец, должен захотеть подключиться к нашему сервису. Разговор с клиентом должен пройти настолько хорошо, что, если клиент по тем или иным причинам не готов подключиться к сервису, он должен захотеть порекомендовать его своим друзьям и знакомым».

Структура компании похожа на систему вложенных друг в друга кругов. Вся компания — это внешний макрокруг, идущий в светлое будущее. В него вложены другие круги, объединенные общей целью. Например, круг «привлечение клиентов» состоял из маленьких кругов: продажи, маркетинг, работа с партнерами.

При этом внешний круг не может влиять на то, как именно выполняется работа во внутренних.