Материал раздела Инвестиции
Опубликовано 14.08.2022, 09:00

Без клиента: почему в России могут вымереть стартапы для среднего класса

Согласно недавнему опросу, 88% российских стартапов рассматривают Россию как основной рынок. Однако расти на внутреннем рынке им будет исключительно трудно: средний клиент тут довольно беден, средний инвестор слишком осторожен
Фото: Константин Кокошкин / Global Look Press
Фото: Константин Кокошкин / Global Look Press

Российские стартапы за рубежом сталкиваются с «отменой» — западные инвесторы отказываются вкладывать в них деньги. Еще одна плохая новость в том, что многие из этих компаний не смогут выжить только на внутреннем рынке. «Высокотехнологичный рынок в России очень маленький. Хотя страна большая по территории и довольно заметная по численности населения, платежеспособный спрос на технологические инновации и в целом потребность в этих инновациях довольно невелики», — признает сооснователь и управляющий партнер венчурной компании The Untitled Ventures Константин Синюшин. Многие стартапы делают продукты для среднего класса, который, скорее всего, будет беднеть и сокращаться.

Трудно будет выжить и новичкам, делающим какой-то сложный технологический продукт: они могут выжить, участвуя в импортозамещении, но не смогут вырасти на закрытом рынке. Выход в страны вроде Китая и Индии тоже вряд ли спасет: чтобы конкурировать с местными компаниями из тех же ниш, надо привлечь немалые инвестиции.