Материал раздела Основной

Как американский Walmart расплачивается за то, что стал слишком китайским

В прошлом году китайское подразделение Walmart отметило 25-летний юбилей... и закрыло свой первый магазин в Шэньчжэне. Событие не уникальное — с 2018 года сеть стремительно сокращает свое присутствие в КНР. Что пошло не так — рассказал Retаil.ru
Фото: China Photos / Getty Images
Фото: China Photos / Getty Images

В чужой монастырь со своим уставом

Первый гипермаркет Walmart открылся в Китае в 1996 году: он расположился в Шэньчжэне — одном из самых богатых и развитых городов страны, соседствующем с Гонконгом.

Свои первые шаги в Поднебесной Walmart делала, опираясь исключительно на опыт работы в США — это в первую очередь касалось и расположения новых точек на окраинах городов (первая и главная ошибка — в отличие от американцев китайцы тогда массово не владели автомобилями, из-за чего добираться до магазинов им было затруднительно).

Однако такой непривычный подход в каком-то смысле даже привлекал китайских потребителей, особенно учитывая, что Walmart стала одним из первых крупных западных ретейлеров, появившихся на китайском рынке. Можно смело сказать, что именно Walmart познакомила китайцев c концепцией гипермаркетов — до этого даже в таких мегаполисах, как Шэньчжэнь, потребительские товары продавались в небольших продуктовых магазинах и на рынках.

Уже в 2007 году Walmart открыла свой 100-й гипермаркет в Китае и локализовала цепочку поставок, полностью адаптируясь к местному рынку. Для американской компании этот период стал золотой эпохой в КНР.