Материал раздела Основной

Как вернуть деньги или товар, которые застряли в Европе

Европейская компания перестала выходить на связь. Представители российской гадают, в чем причина: мошенничество, страх санкции или русофобия. Кирилл Лапин (консалтинговая группа Seitenberg, Австрия) — о том, как выяснить причину молчания и решить проблему
Фото: Justin Sullivan / Getty Images
Фото: Justin Sullivan / Getty Images

Российские компании, которые покупали в Европе оборудование, то есть вносили предоплату или полностью оплачивали товар, после начала спецоперации массово стали получать отказные письма от поставщиков. Западные партнеры пишут, что не могут работать с Россией. Они могут давать техническое объяснение — например, объяснять отказ военными действиями или форс-мажором по причине обрыва логистических связей. А могут ссылаться на санкции, причем не аргументируя решение конкретными запретами, так как большая часть оборудования под эти запреты не попадает. В моей практике дословно встречалась такая фраза: «Мы были шокированы кровавыми преступлениями российских военных, поэтому никакого сотрудничества больше не будет». Для производственной компании, где прибыль от сделки небольшая, подобная беспроцентная финансовая поддержка очень удобна: можно оставить деньги себе, объяснив это моральными принципами.

В такой ситуации российская компания сталкивается сразу с несколькими проблемами: во-первых, деньги она уже потратила, и не обязательно свои, во-вторых, возможно, товар предназначался для контрагента, что приведет к неисполнению внутрироссийского договора поставки с соответствующими финансовыми и репутационными потерями. В-третьих, неизбежны проблемы с валютным контролем, что в свою очередь ведет к нарушению не самого мягкого законодательства по внешнеэкономической деятельности и штрафам.

Почему досудебная претензия — не выход

Если западный партнер больше не реагирует на письма и не говорит ничего определенного по телефону, то появляется соблазн отправить ему досудебную претензию. Я настоятельно рекомендую не начинать с этого. В моей практике был подобный случай: российская компания направила в США претензию из-за отказа в поставки оборудования, причем составили ее непрофессионалы: менеджеры просто перевели на английский русский текст с помощью Google Translate. Видимо, они рассчитывали на положительный эффект, полагали, что это взбодрит партнеров, но получилось ровно наоборот.

В США при малейшей угрозе суда договор переключают с коммерческого на юридический отдел. Если в интересах коммерческого отдела взаимовыгодно закрыть сделку, то юридический действует с точки зрения нейтрализации угроз. Начинаются дорогостоящие судебные споры, которые могут нанести серьезный урон или даже развалить компанию.

В Европе подобные претензии считаются невежливыми. Они воспринимаются также, как если бы вы угрожали российскому партнеру обратиться в прокуратуру.

Тайм-менеджмент: как больше успевать и не выгореть
Интенсивы 5 дней

Разбираемся в причинах отказа

Итак, западный партнер прервал коммуникации. В первую очередь надо понять, почему он это сделал. Возможных причин три:

1. Пошатнувшееся финансовое положение

Самый худший вариант — до спецоперации у партнера была большая доля рынка в России и на Украине, поэтому теперь она находится в сложном финансовом положении и не может вернуть вам деньги.

Что делать