Материал раздела Основной

Как спецоперация меняет законы и влияет на бизнес

В июле были приняты поправки в ряд законов, которые ускоряют и упрощают исполнение военных госзаказов. Но у этих изменений есть обратная сторона — вырастут потери бизнеса. Как работать в такой ситуации, поясняет Михаил Герман (GRATA International)

14 июля 2022 года был принят и подписан федеральный закон Российской Федерации № 272-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации». Закон определил специфику обеспечения интересов Вооруженных сил России при проведении специальных операций.

Связано это с тем, что с момента введения на территории России контрактной системы обеспечение нужд вооруженных сил производится с учетом трех федеральных законов:

  • № 44-ФЗ «О контрактной системе в Российской Федерации»;
  • № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»;
  • № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе».

Их соблюдение, если коротко, создает задержки, потому что механизмы очень бюрократизированы, закостенелы и неповоротливы, что практически парализует необходимые поставки в условиях, когда скорость обеспечения критично важна. Во время ведения специальных военных операций материально-техническое обеспечение вооруженных сил требует осуществления в максимально короткие сроки, поскольку выведенная из строя или требующая ремонта техника должна восстанавливаться быстро, а продукты питания, обмундирование и иное имущество — поступать оперативно.

Однако если все проводить по классической схеме, в рамках порядка заключения и исполнения государственных контрактов, то это ведет к совершенно неадекватным задержкам. Проведение процедуры закупки растянуто по времени и может составлять не один месяц. Это при условии, что не будет жалоб в ФАС на порядок проведения конкурса и формирование конкурсной документации, что вполне вероятно.

Исполнение контракта также сопряжено с временными рамками, поскольку исполнители обычно стараются работать только после поступления авансовых платежей. При этом выплата аванса еще не гарантирует быстрое и своевременное исполнение обязательств по контракту.

Одновременно само оборонное ведомство либо его структурные подразделения могут не иметь возможности выбрать определенного поставщика, который к тому же может отказаться от заключения контракта, поскольку работа по госконтрактам всегда сопряжена с рядом весьма неприятных последствий в виде проверок контролирующих органов, споров по надлежащему исполнению обязательств, а также по оплате уже выполненных работ или поставленных товаров.

Кого затронет изменение законодательства

Основные изменения, внесенные правительством РФ, фактически изменили порядок закупок, а также предусмотрели фактическое одностороннее изменение условий таких контрактов. Для применения специального режима заключения и исполнения госконтрактов правительству РФ достаточно издать соответствующее постановление.