Материал раздела Основной
Компании разрывают контракты из-за изменения логистических цепочек, роста цен, скачков валюты, но все эти причины напрямую связаны с антироссийскими санкциями, которые только набирали обороты с 2014 года. Поэтому сегодня при расторжении договоров, бизнес чаще всего пытается сослаться на форс-мажорные обстоятельства, которые исключают ответственность стороны по обязательствам. По закону, форс-мажором можно считать чрезвычайные, непреодолимые и непредотвратимые обстоятельства, которые никак нельзя изменить.
Когда компании ссылаются на форс-мажор, суды ориентируются на разъяснения, данные в пунктах 36-38 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.06.2020 № 6 «О некоторых вопросах применения положений Гражданского кодекса Российской Федерации о прекращении обязательств» и в пунктах 6-9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 № 7 «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств».Согласно этим разъяснениям, сторона может отказаться от обязательств по договору, если не может исполнить их по объективным причинам. Причины эти должны возникнуть уже после взятия на себя обязательства и иметь неустранимый характер (п. 1 ст. 416 ГК РФ).
Но проблема в том, что для этого бизнесмену нужно доказать в суде, что санкции действительно напрямую негативно повлияли на его деятельность. А это мало кому удается. Практика показывает, что чаще всего суды признают доводы предпринимательскими рисками (абз. 3 п. 1 ст. 2 ГК РФ). Так, например, в решении Арбитражного суда Приморского края от 31.05.2022 по делу № А51-2251/2022 суд сделал вывод, что введение санкций в отношении РФ — не оправдание для увеличения сроков оплаты поставленного и полученного товара.