Опубликовано 01.08.2022, 08:48
ВВП США, по предварительным оценкам, снизился второй квартал подряд — в первом квартале падение составило 1,6%, во втором — 0,9%. Согласно общепринятому правилу, это означает наступление рецессии — экономика замедлилась. Появилось еще больше оснований для реализации негативного сценария для ФРС, так называемой жесткой посадки экономики, в возможность которой американский центробанк не верит. Даже по итогам июльского заседания, которое завершилось за день до выхода статистики по ВВП, глава ФРС Джером Пауэлл отказывался признавать возможность рецессии.
О том, что в политике современной ФРС что-то не так, критики начали говорить с конца прошлого года. Сначала регулятор ошибся в оценках инфляции, весь год называя ее временной, затем его стали обвинять в затягивании отказа от стимулов — до ноября ФРС скупала ценные бумаги с рынка, обеспечивая его ликвидностью. Недовольные действиями ФРС призывали также начать повышение ставок как можно раньше, а регулятор приступил к ужесточению кредитно-денежной политики только в марте нынешнего года.
Инфляция в США на середину года разогналась до рекорда 40 лет, несмотря на все усилия центробанка. ФРС провела уже четвертое повышение ставки, доведя ее до уровня 2,25–2,5%. По итогам июня рост цен в годовом выражении составил 9,1% при цели ФРС 2%. Действия властей пока никак не повлияли на инфляцию, которая только ускоряется. Но вот фондовый рынок, еще на ожиданиях повышения ставки, сильно упал и сейчас находится в «медвежьей» зоне.
Усилия ФРС по сдерживанию инфляции стандартными способами сейчас не работают, отмечают эксперты. Реальность сильно изменилась из-за пандемии, которая внесла хаос в экономику. Опасаясь сильного кризиса, власти по всему миру начали печатать деньги и раздавать их населению в виде поддержки. США влили в экономику почти $5 трлн. Из-за локдаунов произошел сбой в цепочках поставок, спрос сильно превысил предложение, что создавало ощущение дефицита. Все это привело к рекордному росту цен на все категории товаров по всему миру.
И так как инфляция вызвана не только монетарными (денежными) причинами, то повышение процентных ставок для сдерживания спроса и роста цен не может быть правильным решением, говорит управляющий партнер MBMG Group Пол Гэмблс. После начала спецоперации на Украине цепочки поставок были также нарушены, что усугубило кризис.