Материал раздела Основной

Как в срок получать деньги от контрагентов: инструкция от практиков

Сервис «Актион Финансы» рассказывает, какие десять шагов помогут компании сократить время возврата долгов и повысить их собираемость и что повлияет на эффективность системы управления дебиторской задолженностью

Принцип Парето гласит, что 20% усилий дают 80% результата. Этот подход можно применить в том числе и к управлению дебиторской задолженностью.

В крупной компании работа с дебиторкой находится на стыке интересов нескольких подразделений:

  • коммерческой службы, которая при работе с покупателями отгружает товар без предоплаты на условиях отсрочки платежа;
  • службы безопасности, которая оценивает риски «на входе» и возвращает проблемную задолженность;
  • юристов, в чьи задачи входит не только проверка договоров, но и отстаивание интересов компании в суде;
  • финансовой службы, которая обычно отвечает за денежные потоки и финансовую устойчивость компании в целом.

Система вроде бы неплохо работает до тех пор, пока собственник бизнеса, узнав об очередном крупном долге, не задает простой вопрос: «Почему образовался долг и кто за него будет отвечать?»

Оказывается, что служба безопасности этого клиента не проверяла, договор отсрочки платежа перед отгрузкой менеджер подписать забыл, а юрист, даже если ему удалось выиграть в суде, искренне удивляется, почему судебные приставы не взыскивают с должника деньги. Единого ответственного нет, и работой с дебиторкой никто не управляет. В результате компания теряет деньги не только из-за безнадежных долгов, но также из-за того, что крупные суммы «подвисают» и выпадают из оборота.

Рассмотрим, какие десять шагов предпринять, чтобы создать в компании эффективную систему управления дебиторкой.