Материал раздела Основной

Аутплейсмент, или как расстаться с сотрудниками экологично

Увольнение — стресс для сотрудников и работодателей. Но иногда компании вынуждены к нему прибегать. Как делать это экологично, чтобы сохранить репутацию и отношения с бывшими сотрудниками, рассказывает Мария Маслова (HCM-платформа TalentTech)
Фото: Shutterstock
Фото: Shutterstock

Аутплейсмент — это комплекс мероприятий, которые работодатель проводит при увольнении или сокращении персонала. Другими словами, аутплейсмент — это экологичное, или «мягкое», увольнение

Аутплейсмент:

  • дает бывшему работодателю гарантию того, что сотрудник не унесет его секреты к конкурентам. В 60–70% это условие заранее оговаривается с представителями компании и рекрутерами;
  • помогает смягчить негатив от увольнения, а значит, в будущем прибегать к помощи сотрудников — например, в качестве консультантов или лоббистов;
  • укрепляет репутацию добросовестного работодателя;
  • обеспечивает психологическую поддержку руководителю, которому непросто расставаться с людьми.

Аутплейсмент: что включает в себя «мягкое» увольнение

Как правило, аутплейсмент включает целый комплекс действий. Компания:

  • оценивает информацию о сотруднике и его потенциал — в частности, анализирует его карьерный путь, умения и навыки. Для этого HR-специалист или сторонний консультант проводит интервью и анализирует резюме;
  • выбирает для сотрудника подходящие вакансии. Рекрутеры изучают не только джоб-порталы, но и запросы компаний из своей индустрии;
  • проводит с сотрудником консультации, чтобы обнаружить слабые места в его резюме и скорректировать их;
  • помогает договориться о собеседовании и подготовиться к нему;
  • после собеседования получает обратную связь от принимающей компании. После чего либо меняет стратегию поиска работы, либо готовит сотрудника к выходу на новое место.

Дополнительно компания может научить сотрудника презентовать себя, вести переговоры, «читать» оффер и обсуждать условия работы.

Аутплейсмент может быть полезен как при точечном увольнении, например, топ-менеджера, так и при массовых сокращениях.

Первыми компаниями, которые использовали аутплейсмент в России, стали западные Manpower и DBM, а также российские кадровые агентства, такие как «Анкор».