Материал раздела Основной
Юлия Крижевич
В магазине рядом с моим домом всегда принимали в переработку батарейки, крышки и пластиковые бутылки. Но на днях я увидела объявление — «батарейки и крышки больше не принимаем».
В кризис всегда приходится от чего-то отказываться. Компании, как правило, снижают расходы на «не зарабатывающие» направления деятельности. Во время подъема экономики все с гордостью рассказывали о своих проектах в области корпоративной культуры, развития персонала и ESG. Однако в кризис эти проекты первыми идут под нож. Во-первых, пока непонятно, что будет дальше, на что понадобятся средства и какие, а если и обучать персонал — то чему? Во-вторых, из России ушли «законодатели моды» — крупные иностранные бренды, которые 20 лет назад принесли свои лучшие корпоративные практики на наш рынок. А значит, нам не на кого больше равняться.
Какие из практик российским компаниям стоит сохранить как хорошее наследство, потому что именно они поддержат бизнес в турбулентный период?
Еще десять-пятнадцать лет назад, как только на рынок выходил топ-менеджер, хотя бы 2-3 года проработавший в крупной иностранной компании, за ним выстраивалась очередь. Работодатели воспринимали его как носителя уникальных навыков и управленческих компетенций, которые можно было получить, только работая у иностранцев. К 2020-му году этот тренд сменил фокус: руководители из крупных российских и иностранных компаний стали цениться одинаково, и с точки зрения профессиональных качеств, и с точки зрения управленческих, в России появились свои известные кузницы кадров и истории успеха. Кроме того, многие российские топ-менеджеры прошли обучение на программах МВА. Сформировался новый класс руководителей, которые думают уже не только о целях и бюджете, но также о миссии, мотивации, команде и других нематериальных составляющих деятельности компании.