Материал раздела Инвестиции
Опубликовано 19.07.2022, 13:11

Жизнь не взаймы. Разбираем антикризисные стратегии личного бюджета

Цены в магазинах растут. Поэтому многие задаются вопросом, как сократить расходы без дискомфорта, связанного с ущемлением своих потребностей. Рецептом делится Елена Бобкова (сервис «Финансовое здоровье» Национального центра финансовой грамотности)
Фото: Oleg Nikishin / Getty Images
Фото: Oleg Nikishin / Getty Images

Как только мы сталкиваемся с ситуацией, когда наши доходы не в полной мере удовлетворяют наши потребности, то начинаем задумываться об экономии. А при слове «экономия» возникает ассоциация «затянуть пояса», то есть отказать себе во многом.

На самом деле соблюдение базовых принципов разумной экономии позволит не только сохранить свои ресурсы и направить их на развитие своей личной (семейной) траектории, но и сделать это наиболее спокойным для своей психики способом.

Методов оптимизации личного бюджета много. Перед тем как выбрать оптимальные для себя, разберемся, из каких частей складывается наш бюджет.

Составляем личный бюджет

Личный бюджет — это инструмент, с помощью которого можно добиться эффективного использования своих (семейных) ресурсов.

Ваша модель семейного бюджетирования может состоять из таких этапов:

  1. прогноз;
  2. построение плана;
  3. исполнение;
  4. анализ;
  5. корректировка.

Все этапы взаимосвязаны, завершающий этап процесса семейного бюджетирования — корректировка — всегда заканчивается построением нового прогноза.

Наш бюджет — это соотношение наших доходов и расходов. Если вы решили построить первый прогноз семейного бюджета, сначала проанализируйте все свои расходы. Для этого сделайте следующее.

1. Составьте список расходов

Внесите в него все-все расходы, даже самые мелкие, например на кофе или мороженое.

2. Разделите расходы на два типа: расходы на удовлетворение потребностей и на удовлетворение желаний

Есть целая наука о потребительском поведении, которая показывает, как, играя на струнках души, маркетологи заставляют потребителя сделать правильный для них выбор — купить предлагаемый товар. Даже если он и не особо нужен! Составьте пропорцию: если процент трат на удовлетворение желаний больше 30, значит, вы любимый клиент маркетологов. Пора подумать, чьи же потребности для вас важнее — неизвестных вам профессионалов-продажников или собственные?

3. Составьте «лестницу приоритетов» личных (семейных) потребностей: питание, обеспечение жилищных условий, транспортные расходы, лечение, обучение, одежда и обувь и т.д.