Материал раздела Основной

«Инновации — это не что-то новое»: как внедрять их в традиционном бизнесе

Как одолеть стартап, который вытесняет старожилов за счет новых технологий? Эксперты отвечают: внедрять инновации первым. О том, как это возможно без крупного риска, рассказывает Вадим Рыдкин, директор программ торговой сети «Пятерочка»
Фото: Shutterstock
Фото: Shutterstock

Венчурный и традиционный бизнесы всегда существовали в разных условиях.

Венчурная сфера — высокорисковая и рассчитана на внедрение новых технологий или концепций. Традиционный бизнес имеет своей целью непрерывный процесс извлечения прибыли и основан на привычных операционных и финансовых моделях (которые, как правило, некогда были инновационными и прорывными).

Венчурный бизнес несет основные расходы на этапе масштабирования, и нормы окупаемости у него нет. Если компания стремительно набирает популярность и аудиторию, но пока не приносит впечатляющего дохода, никто не придет к ней с вопросом «где деньги?».

Традиционный бизнес, от прибыли которого зависят акционеры, инвесторы и сотрудники, не может себе позволить неокупаемые расходы. Пусть через несколько лет, в среднем через три года, но затраты должны себя оправдать.

Сегодня молодые и технологичные компании часто вытесняют более опытных предшественников, и это нормально. Но и бороться за то, чтобы оставаться на плаву, старожилы могут. Только тут им не обойтись без инноваций. Чтобы стать успешным, сегодня нужно уметь объединить венчурный и традиционный бизнесы, привести их к компромиссу.

Венчуру важно расстаться с иллюзиями, связанными с бесконечными инвестициями без четкой идеи прибыли. Традиционному бизнесу — научиться считать скорость сгорания денег (burn rate), которая неизбежна на этапе завоевания или формирования рынка, и не бояться проектов, которые принесут прибыль только через десять лет.