Материал раздела Основной
Реконфигурация российского рынка ретейла началась задолго до текущего кризиса. В последние пару лет мы наблюдали устаревание фонда крупнейших торговых центров на фоне бума строительства жилья и, соответственно, децентрализации торговли.
Внутри сектора розницы тоже происходили изменения в долевом распределении функций. Назрел кризис форматов на фоне меняющегося спроса и культуры потребления: роста электронной коммерции, ускорения жизни потребителя, цифровой трансформации общества и удешевления многих сервисов за счет экосистем.
В итоге уже на момент начала 2022 года доля торговых объектов, требующих реконцепции, оказалась более 70%. Кризис последних месяцев только подчеркнул и обнажил не решенные ранее вопросы. Шероховатости в концепциях и коммерческих функциях, которые и ранее требовали перемен, теперь требуют не «режима ожидания», а скорейшего завершения предыдущего этапа. Тогда удастся перейти к новому — восстановлению.
По данным нашей компании, сейчас девелоперы активно направили ресурсы в сторону поиска замещения брендов, уходящих с российского рынка. В частности, большинство крупных сетевых девелоперских компаний с весны 2022 года объявляют о готовности открыть собственные ретейл-подразделения для развития франчайзингового направления деятельности, чтобы открывать в РФ новые магазины из Азии, Латинской Америки, стран Аравийского полуострова.
Параллельно ведется серьезная работа с целью финансовой оптимизации: кредиты, эксплуатация и ремонт стали практически неподъемными в условиях снижающегося дохода и отсутствия возможности прогнозирования. Поэтому компании стараются изменить условия взаимодействия с подрядчиками, банками, пытаются получить субсидии и т. п.